Искусство тамбо, или Рисовое поле как холст

Искусство тамбо, или Рисовое поле как холст

Добавление статьи в новую подборку

На острове Хонсю в префектуре Аомори есть село под названием Инакадате. Оно могло бы оставаться ничем не примечательной японской деревушкой, если бы в не столь далеком 1993 году его жители не изобрели новый необычный способ выращивания риса.

Все началось с того, что местному чиновнику Коичи Ханада поручили придумать способ привлечения в деревню туристов. Инакадате отнюдь не пестрил достопримечательностями, поэтому задача оказалась не из простых.

Находчивые японцы

Как исполнительный человек, Коичи несколько месяцев ломал голову над ее решением, пока однажды ему на глаза не попалась группа школьников. По заданию учителя ребята сеяли рис, чередуя сорта с побегами темно-пурпурного и желтого цветов. Пестрый узор натолкнул чиновника на гениальную мысль: «А почему бы не создать полноценную картину на рисовом поле?».

Тамбо-арт (танбо ато) – японское ландшафтное искусство, суть которого заключена в создании изображений на полях растущего риса. Масштабные картины, ежегодно создаваемые местными фермерами, не только разнообразили будни сельских жителей, но и привлекли в Инакадате немалое количество туристов. Тысячи любителей прекрасного и необычного приезжают сюда, чтобы своими глазами увидеть панорамные картины на столь нетрадиционных холстах.

Как это сделано?

Каждой весной местные жители встречаются на конференции, чтобы решить, какое изображение появится на полях в текущем году. Традиционно для оформления полей выбирают сюжеты и персонажей японского фольклора. Но для некоторых представителей западной культуры и истории есть исключения: Наполеон Бонапарт, Джоконда (Мона Лиза), Мэрилин Монро и др.

Принцип изготовления «картин» тамбо основан на сочетании сортов риса разного цвета. Так, листья бурого риса имеют очень темную, почти черную окраску, ростки желтого риса окрашены светло-зеленым, есть сорта с колосьями пурпурного, желтого и белого цветов. Японские селекционеры занимаются расширением цветовой гаммы сортов риса.

После выбора изображения специалисты при помощи цифровых технологий продумывают детали и составляют макет, в котором учтены все детали рисунка. Следующий шаг – маркировка поля. На этот процесс обычно уходит до 12 недель, каждое «полотно» занимает площадь около 15 тыс. кв.м. Когда поле размечено в соответствии со схемой, высевают рис (это время приходится на май). С появлением всходов становится виден огромный яркий рисунок. Пика живописности поля достигают в сентябре.

Читать еще:  Тис ягодный

Чтобы засеять поля, аграрии действуют сообща: поле делится на части и каждому земледельцу достается свое «пространство для творчества». Хотя творческим этот этап не назовешь: все заранее обозначено на схеме, и людям остается лишь «заполнять» свой участок рисом необходимого сорта.

В селе Инакадате построили специальную смотровую площадку, чтобы люди с высоты 22 м могли увидеть цветной рис на полях во всей красе. Надо заметить, для придания «картинам» большей выразительности японские земледельцы порой буквально вырезают контуры узоров на полях. К сожалению, вскоре после созревания рис убирают с полей и увозят на рынки, а поля теряют эстетическую привлекательность до следующего года.

Интересные факты

Первые 9 лет фантазии и возможностей энтузиастов из Инакадате хватало на повторение одного и того же изображения – знаменитой горы Иваки. Это действующий вулкан и наивысшая точка (1625 м) в префектуре Аомори. На вершине горы расположен храм, куда земледельцы приходят помолиться о хорошем урожае.

Инакадате – не единственное место в Японии, где выращивают «рисовые картины». Не так давно традицию переняли города Нисио и Йонедзава. Необычное ландшафтное искусство помогает привлекать туристов и тем самым улучшать экономическое положение городов.

Рис в Японии отличается от того, который мы привыкли видеть на прилавках наших магазинов. Зерна японского риса короче и содержат больше крахмала. Эта особенность повышает клейкость такого риса, что в свое время привело к созданию популярного во всем мире блюда – суши.

Рисовые галереи работают совершенно бесплатно. Фермеры принимают добровольные пожертвования, чтобы окупить расходы на посев злаков в будущем году.

Возможно, после прочтения этого материала вам захочется приготовить что-нибудь из риса. На этот случай предлагаем вам отведать рисовую запеканку с брокколи и сыром или рисовую кашу по-норвежски.

Картины на рисовых полях Японии: лэнд-арт в действии

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Читать еще:  12 отличных идей, что подарить садоводам к весенним праздникам

Все началось еще в 1993 году, когда деревня Inakadate, расположенная в 600 милях к северу от Токио, искала проект, который мог бы «оживить» местную экономику. Им нужен был способ привлечь туристов, заинтересовав японским искусством и рисовыми полями в частности.

Кроме того, жители каждый апрель решали, что посадить на полях на год, и кто-то предложил не просто вырастить рис, но и сделать это красиво. В результате каждый год дизайнеры перед посадкой разрабатывают на компьютере проекты будущего произведения искусства, выращенного на земле. В 2007 году над созданием дизайна работало более 700 человек. И это с учетом того, что в Inakadate примерно 15 000 квадратных метров (3,7 гектара) рисовых полей. Картины лучше всего смотреть в сентябре, когда вся растительность уже взошла и вовсю цветет.

Многих туристов интересует вопрос «как рисуют на полях». Здесь все просто. Нужных красок добиваются при помощи использования четырех различных сортов риса. Существуют рисовые кусты с фиолетовыми и желтыми листьями — kodaimai рис и традиционный сорт с зелеными листьями tsugaru roman.

Следуя примеру Inakadate, в других деревнях, таких как Yonezawa в префектуре Yamagata, начали создавать свои собственные раскрашенные поля tanbo. Растущее внимание туристов и конкуренция сделали свое дело. Отныне рисовые поля не только больше по площади, но и гораздо ярче, богаче. На них можно встретить как старых персонажей японских сказок, так и современных героев, таких как Наруто и Mazinger Z.

Для того чтобы туристы смогли рассмотреть шедевры и оценить гигантские формы лэнд-арта, в деревнях были возведены просторные смотровые вышки. В Сиднее решили не мучиться с высаживанием разноцветной растительности и устроили в Гайд-Парке зеркальный лабиринт, который привлекает не меньше туристов, чем картины на рисовых полях.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Тамбо — искусство на рисовых полях

Среднестатистический фермер, засевая поля рожью, гречкой и другими полезными злаками, в первую очередь радеет о будущем урожае. И это правильно. А вот японские землепашцы, когда сеют рис, не просто разбрасывают его по полю, а создают уникальные картины – тамбо.

Читать еще:  Фигурки и снежинки из бумаги – идеи и выкройки вырезанок к Новому году

Вместо кругов и квадратов

О кругах, квадратах и прочих геометрических фигурах, периодически возникающих на полях в самых разных странах, наши читатели наслышаны предостаточно. Кто их создает – люди или неведомые пришельцы из космоса – этот вопрос для многих так и остается открытым. А вот рисунки на полях, принадлежащих жителям японской деревни Инакадате, явно дело человеческих рук. И японские крестьяне этого не скрывают, а, наоборот – гордятся. И ведь гордиться есть чем.

Уже почти две тысячи лет жители деревни Инакадате выращивают рис, но традиция сеять злаки «художественным» способом родилась здесь не так давно – в 1993 году. Тогда крестьяне, решили, используя разные сорта риса, «нарисовать» на поле какую-нибудь несложную картину. Опыт удался, и с тех пор каждый год в апреле месяце жители деревни собираются вместе, чтобы определить – какой шедевр живописи будет красоваться на их полях через полгода?

Когда с картиной определились, крестьяне соответствующим образом размечают выбранное поле (площадью около 15 тысяч квадратных метров) и вручную начинают засевать его разными сортами риса. Поле огромное, работа кропотливая, дни напролет крестьяне проводят по колено в воде – таковы особенности рисосеяния – но выполняется она очень аккуратно.

Весной и летом особого отличия поля-«холста» от окружающей его земли не видно. Но зато осенью картина, созданная разноцветным рисом, предстает во всей своей красе. Последние годы жители деревни даже испытывают некоторые неудобства от своего творчества. Дело в том, что Инакадате по местным меркам поселок небольшой, всего девять тысяч человек населения, инфраструктура тут соответствующая. И когда осенью сюда приезжают до двухсот тысяч туристов, чтобы полюбоваться необычайным и недолговечным произведением искусства, разместить их просто некуда.

Правда, сейчас уже не только в Инакадате создают поля-картины. Другие деревни начали соревноваться друг с другом за почетное звание «самого артистичного селения Японии». Где-то создают картины, основанные на родной, японской культуре, где-то берут за образец западную живопись.

Но и в том и в другом случае художественно засеянные рисовые поля по осени представляют собой настоящие шедевры.

А когда приходит время собирать урожай, рис, выращенный на поле-картине, после обработки поступает в самые обыкновенные магазины.

Источники:

http://www.ogorod.ru/ru/main/inspiration/13659/Iskusstvo-tambo-ili-Risovoe-pole-kak-holst.htm
http://kulturologia.ru/blogs/211013/19068/
http://zen.yandex.ru/media/id/5aa567d8a867315376f7e349/5ce50d28bbad7b00b497dd87

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector