Культиваторы и мотоблоки: советы по выбору и обслуживанию

Культиваторы и мотоблоки: советы по выбору и обслуживанию

Добавление статьи в новую подборку

Немногие дачники отказываются от возможности устроить на своих сотках хотя бы пару грядок. И для большинства людей основным инструментом для этого остается обычная лопата. Если же речь идет об участке большой площади, приходится использовать технику.

Причем сейчас частники все чаще утверждают, что занимаются посадками исключительно “для души”, мол, купить дешевле, но свое лучше. Спорить с этим утверждением трудно, однако не очень верится, что перелопатить огород – именно то занятие, о котором они мечтали всю зиму. Тем более что специализированная техника – культиваторы и мотоблоки для участков большого масштаба – давно уже создана. Остается только выбрать, какая вам больше подойдет.

Чем отличается мотоблок от мотокультиватора

Почти все культиваторы и мотоблоки, за редким исключением, рассчитаны в первую очередь на обработку земли с помощью фрез. Строго говоря, это не вспашка, это “перемешивание” поверхностного слоя почвы. Если мощности и веса достаточно, многие модели тоже могут использоваться с плугом, но плуг чаще является дополнительным оборудованием. Вот как раз от того, что можно установить на технику, и зависит, мотоблок она или культиватор.

Тут довольно просто: все оборудование делится на прицепное и навесное. Основное прицепное оборудование – это плуги, окучники, картофелевыкапыватели, прицепы-тележки разных видов. В общем, то, что прицепляют и тянут. Или толкают, как лопаты для уборки снега. Навесное оборудование требует для своей работы привода от двигателя: это, к примеру, насосы, косилки, щетки, снегоотбрасыватели. Для их работы необходим вал или шкив отбора мощности – если такой вал или шкив есть, мы имеем дело с мотоблоком, если техника способна работать с прицепным оборудованием – это культиватор. Маленькое уточнение: чтобы считать машину мотоблоком, необходимо еще, чтобы навесное оборудование к ней было доступно.

Какие бывают культиваторы

Возможности культиваторов более всего зависят от их веса. И тут можно провести условное деление по “весовым категориям”.

Культиваторы сверхлегкого класса – модели, рассчитанные только на обработку относительно легкой почвы и рыхление. Весят такие 10-15 кг, оснащаются электродвигателями.

Культиваторы легкого класса весят 20-30 кг, оснащены бензиновым или электрическим мотором. Технику этой весовой категории нет смысла оборудовать дизельным двигателем. Причем многие мотоблоки выглядят так же, как культиваторы – фактически добавлен только еще один ручей на шкиве, на который ставят приводной ремень. Впрочем, компоновки мотоблоков бывают разные. К категории мотоблоков отнесем и модели, у которых имеется вал отбора мощности и единственная съемная “активная навеска” – фрезы, которые вращаются навстречу колесам. Для работы с другим оборудованием узел с фрезами снимают. Некоторые такие модели с дизельными моторами весят более 300 кг.

Модели с прицепным оборудованием способны работать на более тяжелых почвах.

Наиболее распространены культиваторы среднего класса. Весят они 40-60 кг, на отдельных экземплярах встречаются электродвигатели, но обычно на них ставят бензиновые моторы. Легкие модели способны работать с прицепным оборудованием вроде окучника и полольника. Для работы с плугом нужна машина весом не менее 50 кг и желательны дополнительные утяжелители. Разумеется, для таких работ фрезы следует поменять на колеса – металлические с грунтозацепами или пневматические.

Теоретически ряд культиваторов может применяться и с прицепной тележкой. “Тяжелых” культиваторов практически не выпускают, их нишу занимают мотоблоки.

Какие бывают мотоблоки

Минимальный вес в этой категории – хотя бы 50 кг, но чаще больше, от 60 до 100. Двигатель почти всегда бензиновый.

Стоит заметить, что сверхлегкие модели имеют частоту вращения фрез 250-350 об/мин, с увеличением веса частота уменьшается. Рабочая частота вращения у тяжелых моделей составляет порой менее 100 об/мин.

Устройство культиватора и мотоблока

Независимо от веса многие узлы культиваторов и мотоблоков сходны. Конечно, мало общего между десятикилограммовым культиватором и мощным мотоблоком, но в пределах одной категории количество вариантов исполнения отдельных узлов ограничено.

Типы двигателя для садовой техники

Электрические характерны для сверхлегкого и легкого классов (сюда же отнесем все модели с питанием от аккумулятора). Асинхронные ставят на легкий и легкий средний классы, но, вообще-то, это просто варианты исполнения, созданные на базе бензиновых моделей. Бензиновые двигатели в этой категории – обычные четырехтактные, мощностью от 3-4 до 6-7 л.с. Как правило, это разновидности “верхнеклапанных” моторов. Более сложные двигатели стоят дороже, встречаются редко.

Сцепление для мотоблока

В подавляющем большинстве случаев используют клиноременную передачу. Очень удобно и просто: когда сцепление выключено, ремень висит на шкивах, если натянуть его с помощью ролика – крутящий момент передается от мотора к редуктору. Для натяжения достаточно тросовой системы.

Есть и другие разновидности: на некоторых дорогих и мощных моделях применяют пневмосцепление – для прижатия ролика используется клапан, связанный со впускным коллектором двигателя (в нем во время работы образуется разрежение).

Фрикционное сцепление встречается у моделей с вертикальным расположением коленвала двигателя, а также на ряде мощных мотоблоков. Наконец, на моделях сверхлегкого класса сцепления, как такового, может вообще не быть.

Редуктор для мотоблока

Тут примерное деление таково. Червячный редуктор характерен для легких моделей, цепной – для среднего класса, шестеренчатый и шестеренчато­цепной – для ряда мотоблоков. Словом, чем выше нагрузки, тем мощнее должен быть передаточный механизм.

Фрезы для мотоблока

Один из немногих узлов, исполнение которого одинаково почти у всех видов техники. Представляют собой вал, к которому крепятся ножи: либо на болтах с гайками, либо на мощных заклепках. Обычно ножей бывает по четыре. Между собой и с выходным валом фрезы чаще всего соединяются с помощью стальных пальцев на быстросъемных шплинтах или специальных защелках. В зависимости от мощности мотора количество фрез колеблется от двух до четырех с каждой стороны (“правые” и “левые” фрезы выполнены зеркально).

Читать еще:  Какая мощность должна быть у двигателя для садовой техники?

Бывает, что пара фрез с каждой стороны выполняется на едином вале: это характерно для культиваторов с тремя парами фрез. Одну пару поставить на них тоже реально, но не всегда.

Ножи фрез могут быть заострены, тогда они будут хорошо входить в почву, но при этом разрезать корни сорняков (а те получат хороший шанс быстро прорасти). Если же ножи немного затуплены, часть корней будет наматываться на фрезы, их придется чаще чистить, зато сорняков вырастет меньше.

Коробка передач культиватора и мотоблока

Культиваторы среднего класса довольно часто оснащают реверсом – задней передачей. Но это не совсем “коробка”, все проще. Наиболее частое исполнение – два ремня и два прижимных ролика, ведущих шкивов тоже два: шкив переднего хода находится на оси двигателя, шкив заднего приводится во вращение через шестеренчатую передачу.

Ведомый шкив один, направление движения будет зависеть от того, к какому ремню прижмется соответствующий ролик. Это самая популярная компоновка для культиваторов, но отнюдь не единственная, встречаются модели и с шестеренчатой коробкой передач “после ведомого шкива”. Но тут уже много вариантов: коробка может быть встроена в редуктор или быть выполнена отдельным блоком. Мотоблоки обычно оборудуют полноценной шестеренчатой коробкой, отдельной или совмещенной с редуктором. Но у них скоростей уже больше – от двух до шести передних, одна-две задние.

Шкив, или вал отбора мощности

Присутствует только на мотоблоках. Самый простой вариант – дополнительный шкив, выточенный совместно со шкивом ременной передачи. Тут тоже все просто: закрепил “навеску”, натянул ремень – и техника готова к работе. На более мощных аппаратах применяется шлицевой, или шестеренчатый ВОМ. Они способны передавать очень высокие нагрузки, но не универсальны: “навеска” для них нужна соответствующая.

Управление мотоблоком

Основные органы управления располагают на рукоятке. Но далеко не все. Минимум – рычаги сцепления, обычно и рычаг газа (хотя на небольших культиваторах его могут и не ставить). Выключатель бензинового двигателя крепится на моторе, хотя его могут и продублировать. Если есть настоящая коробка передач – есть и рычаг их выбора: или небольшой, на рукоятке, с тросовым управлением, или просто рычаг на коробке (может быть длинным, чтобы было удобнее дотянуться).

Рукоятка управления на легких моделях обычно фиксирована. Максимум – способна регулироваться по высоте. На более тяжелых рукоятку нередко можно и поворачивать вправо-влево.

Сошник для мотоблока

Металлический прут или полоса, с помощью которой задают глубину культивации. Располагается в задней части машины. Может регулироваться по глубине входа в почву или выпускаться в нерегулируемом варианте, тогда глубину устанавливают, поднимая или опуская рукоятки культиватора. Иногда на легких моделях отсутствует: все равно глубоко они не зароются, да и вытащить их нетрудно.

Транспортировочные колеса для культиватора

Имеют много разных вариантов исполнения: съемные или поднимаемые, переворачиваемые (совмещенные с сошником) одно или два, спереди или сзади. Для пользователя важнее удобство перевода культиватора в “боевое” положение, т.е. насколько быстро можно приехать “на колесах” к участку и перестроить культиватор для работы.

Обслуживание культиваторов и мотоблоков

Здесь все не сложнее, чем у любой моторной техники. Даже проще: запас прочности у большинства узлов многократно превосходит рабочие нагрузки. Основные работы по обслуживанию связаны с двигателем: это периодическая замена масла и очистка воздушного фильтра – другие нужны бывают редко.

Специальное масло для садовой моторной техники тоже не дефицит. Смазка есть и в редукторах, и в коробках передач (если таковые есть), но тут уже надо изучать инструкции: нередко редукторы делают необслуживаемыми, замены смазки они вообще не требуют. Прочие работы тоже довольно просты и понятны и чаще всего сводятся к регулировке натяжения тросов управления, замене приводных ремней и очистке самой машины.

Если мы вас убедили, и вы готовы сэкономить свои силы, разделив обязанности по вскапыванию огорода с современной садовой техникой, не сомневайтесь, стоит ли вкладывать деньги в ее покупку, ведь такое приобретение освободит время для более приятных занятий и отдыха на природе. Ну а какой агрегат выбрать, решать вам.

Покупка мотоблока: важные критерии выбора. Какая модель лучше. Отзывы и советы

Ключевые характеристики мотоблоков

В зависимости от типа двигателя мотоблоки бывают:

Первые отличаются большей надёжностью и долговечностью. Запас некоторых моделей может достигать 3 тыс. ч. Такие машины экономно расходуют топливо и отличаются низкой изнашиваемостью деталей. Однако они весьма массивны и стоят дорого. Бензиновые меньше и проще в управлении. Количество выхлопных газов при их работе ниже, если сравнивать с дизельными аналогами. Агрегаты, работающие на бензине, дешевле, но и ресурс у них слабее.

Совет. Для бытовых не производственных нужд обычно покупают бензиновые мотоблоки.

Принципиально отличаются между собой мотоблоки с валом отбора мощности и без него. Модели первой категории имеют более широкий спектр применения. За счёт универсальности растёт и цена. Однако использовать такую технику удастся не только в разгар сезона полевых работ, но и на протяжении всего года. Основные виды работ, для выполнения которых предназначен мотоблок, — земляные. Это значит, что с помощью машины удастся:

  • вспахать землю;
  • бороновать верхний слой грунта;
  • окучить некоторые культуры;
  • посадить, а затем и выкопать картофель;
  • посеять семена;
  • высадить зубчики лука и чеснока.
Читать еще:  Бензиновая самоходная газонокосилка: как выбрать

Для всего этого требуются отдельные насадки, которые идут в комплекте с чудо-техникой. Кроме того, если мотоблок оснащён косилкой, он сможет приводить в порядок газон, если аэратором – насыщать почву кислородом. Измельчитель перемелет отходы для компостной кучи. Мотопомпа справится с поливом. Насадки для уборки снега пригодятся во время зимней чистки дорожек. А если купить ещё и прицеп, то удастся не только возить мешки с картошкой или собирать мусор, но и покупать, например, стройматериалы из магазина неподалёку.

Внушительное количество функций – прерогатива мощных агрегатов. Этот показатель измеряется в лошадиных силах (л.с.): чем их больше, тем более высокой производительностью может похвастаться мотоблок. В зависимости от этого различают:

  1. Тяжёлые машины – с мощностью от 6 л.с. Это уже даже не мотоблоки, а настоящие мини-тракторы, которые в ходу у крупных фермеров и коммунальщиков. Вес таких устройств может достигать и 300 кг, а ширина захвата – 1 м. Подходят для обработки от 1 до 4-х га земли.
  2. Средние мотоблоки – с мощностью от 4-х до 8 л.с. и весом до 120 кг. Такие агрегаты могут быть дополнены разного рода насадками. Ширина захвата у них – до 0,9 м. Оптимальны на участках до 0,5 га.
  3. Лёгкие машины – с мощностью до 5,5 л.с. и весом до 70 кг. Чаще всего производители относят эту группу к разряду мотокультиваторов. Они имеют ограниченный функционал и обрабатывают только верхний слой почвы. Подходят для огорода размером до 20-30 соток.

Соответственно, чем выше производительность, тем больше расход топлива.

Кроме того, агрегаты отличаются:

  1. Системой запуска. Она бывает ручной и электрической. Второй вариант облегчает запуск механизма зимой, но требует периодической подзарядки аккумулятора. Есть мотоблоки с двойной системой.
  2. Функциями для безопасной и удобной эксплуатации машины:
  • регулировка руля;
  • возможность дать задний ход;
  • аварийная остановка и др.

Модели мотоблоков. Отзывы владельцев сельхозтехники и советы по выбору

Отправляясь за покупкой мотоблока, знайте, что вам могут предложить агрегаты самых разных брендов:

  1. Производства России – Нева, Салют 5, Угра НМБ-1 и др.
  2. Из Европы, Америки: Caiman, Pubert, Eurosystems, Grillo, Viking и др.
  3. Китайской сборки: Champion, Greenfield, Sungarden, Weima и др. Часто такие модели копируют мотоблоки производства России.

Техника последней категории – самая дешёвая из всех, российские агрегаты – в средней ценовой категории, а больше всего стоят европейские и американские мотоблоки.

Если говорить о конкретных цифрах, то многое зависит не только от бренда, но и от функционала. Например, французский механизм для простой культивации грунта может стоить около 30-35 тыс. р. В то же время российская «Угра» за 45 тыс. р., которая работает на бензине, порадует владельца несколькими скоростями и наличием дополнительных насадок. В то же время многофункциональная отечественная дизельная Нева МБ-23СД-27Ф обойдётся в сумму едва ли не в 2 раза больше.

Внимание! Стоимость техники с валом отбора мощности нередко превышает цифру в 100-150 тыс. р., но можно купить её и за 35, и за 70 тыс. р. – разница в бренде и комплектации.

Вот что отмечают в своих отзывах на тематических форумах владельцы мотоблоков:

  • китайские механизмы – как лотерея. Уверенности в том, что они будут работать качественно, нет;
  • в то же время Zirka или Зубр из Китая — отличные модели;
  • мотоблок «Нева» с двигателем производства Японии – оптимальный вариант по соотношению «цена-качество»;
  • хорошо показывают себя многие немецкие и японские модели;
  • слишком тяжёлая техника неудобна в управлении, поэтому выбирать супермощный агрегат без особой нужды – нерационально.

Покупая мотоблок, поинтересуйтесь не только наличием и продолжительностью гарантии, но и тем, где находится ближайший сервисный центр. Важно и то, насколько легко можно достать детали к выбранной вами модели. Иногда эти критерии являются решающими при выборе техники, которая облегчает труд как профессионального земледельца, так и фермера-любителя.

Тяжелые мотоблоки: видео

Какой мотокультиватор выбрать: основные характеристики, краткий обзор моделей и отзывы

Начинающие садоводы и огородники нередко плохо понимают разницу между мотокультиватором и мотоблоком. Мотоблок имеет сложную конструкцию, комплектуется большим количеством навесного оборудования и может использоваться не только для обработки почвы, но и решения ряда других задач.

Культиватор предназначен исключительно для обработки почвы. Эта функциональная ограниченность оправдана значительно меньшей стоимостью такой техники. Небольшой вес и компактные размеры делают культиватор незаменимым для работы на ограниченной площади, например, в теплице, куда будет сложно даже просто закатить мотоблок. Немаловажно, что этим устройством будет легче управлять женщинам и пожилым людям.

Лёгкие модели

Среди владельцев небольших участков популярны недорогие сверхлёгкие и лёгкие модели, их преимущества:

  • Мощности до трёх лошадиных сил достаточно для нарезки небольших грядок по соседству с домом, обработки почвы в парниках и теплицах;
  • Компактные размеры и небольшая ширина захвата до 40 см, позволяют обработать даже самые труднодоступные участки;
  • Небольшой вес облегчает работу физически слабым людям.

Технические характеристики распространённых моделей:

Наименование модели

Цена, руб.

DDE ET1200-40

Типичный представитель сверхлёгкого класса. Мотор снабжён червячным редуктором, вращающим вал с четырьмя фрезами. По заявлению производителя, глубина обработки почвы составляет 22 см, понятно, что такой результат достижим только на сухом песчаном грунте. Для тяжёлой почвы лучше выбрать более мощное устройство.

Как недостаток, стоит отметить неудобную конструкцию рукоятей. Полые пластиковые ручки могут не выдержать большой нагрузки. В целом, для своей стоимости, неплохой культиватор для обработки клумб и грядок, справиться с которым сможет даже хрупкая женщина.

Читать еще:  Как выбрать надежный триммер и не переплатить – все тонкости в одном видео

Daewoo DAT 2500E

Один из наиболее мощных электрических культиваторов. Больший вес и смещённый к передней части центр тяжести позволяют справиться с довольно тяжёлым грунтом. Расширен функционал, имеются не только фрезы, но и стальные колеса, и небольшой плуг, что приближает возможности устройства к мотоблоку. Единственный недостаток – высокая стоимость.

Хорошая конструкция, мотор практически не греется. Хорошо закапывается, т.к. фрезы загнуты правильно. Не ведёт из стороны в сторону, не дёргается, лёгок в управлении. Прекрасная альтернатива бензину.

Фетисов Иван 11 марта 2017

Huter GMC-1,8

Малютка весом всего в 11 кг, оглушающая треском своего двухтактного двигателя. Шумность, пожалуй, единственный недостаток этого мотокультиватора. Это устройство вполне способно оправдать затраченные на него средства, а стоит оно чуть больше 11 000 руб. Китайский двигатель имеет неплохой ресурс, основное – периодически давать ему остыть и не забывать про масло.

Доступный по стоимости, простой в использовании, но довольно шумный агрегат. Хорошо перепахивать огород, целину поднимает с трудом, но всё равно легче, чем лопатой. Удобно использовать для окучивания.

Сергей Чехов 09 июля 2016

Модели среднего класса

Вес таких устройств доходит до 60 кг, а мощность до 6,0 лошадиных сил. Они плохо подходят для работы в теплицах и на труднодоступных участках, но имеют ряд других преимуществ:

  • Увеличенные вес и мощность увеличивают глубину обработки, позволяют вскапывать тяжёлую землю.
  • Ширина захвата доходит до 85 см, что ускоряет работу.
  • Как правило, в комплекте поставляется дополнительное навесное оборудование: плуг, окучник.

Технические характеристики распространённых моделей:

Наименование модели

Цена, руб.

Daewoo DAT 4555

Культиватор, отличающийся необычной конструкцией. Двигатель соединён с редуктором ременной передачей и вынесен вперёд, что позволило хорошо загрузить фрезы, но затруднило доступ к ремню для его замены. Других недостатков не замечено, двигатель даёт хорошую производительность при вполне демократичной цене.

Старый уже отслуживший своё немецкий культиватор стоил вдвое дороже. Приобрёл Daewoo и вскоре понял, что он не хуже, а в некоторых случаях даже превосходит европейский аналог. Теперь постараюсь больше не вестись на имена знаменитых брендов.

Анисимов Павел 29 июня 2017

Champion BC6712

Один из самых дешёвых мотокультиваторов среднего класса с четырёхтактным двигателем внутреннего сгорания. Позволяет регулировать ширину захвата от 30 до 85 см, что очень полезно, когда на участке растёт масса различных культур. Несмотря на отсутствие коробки передач, имеется задняя скорость. Колёса – цельнолитые, резиновые.

Модели тяжёлого класса

Тяжёлыми считаются модели весом более 60 кг и мощностью от 6,0 лошадиных сил. Они потребляют много топлива, а управляющий ими оператор должен быть физически сильным человеком.

Рассчитаны на использование в фермерских хозяйствах, в коммерческих целях и имеют следующие преимущества:

  • Их возможностей достаточно для вскапывания тяжёлой почвы, целины, обработки участков большой площади.
  • Комплектуются дополнительным оборудованием, могут использоваться для перевозки грузов и в роли газонокосилки.
  • По своим параметрам и стоимости такие культиваторы сравнимы с мотоблоками.

Технические характеристики распространённых моделей:

Наименование модели

Цена, руб.

Husqvarna TF 545P

Сразу о недостатках, впрочем, их немного, а точнее один – высокая стоимость. Стоит это чудо техники более 70 000 рублей. Но, за эти деньги покупатель получит скорее не культиватор, а лёгкий мотоблок. Никаких ременных передач, вместо них стоит дисковое сцепление, четыре скорости вперёд и две назад, плюс вал отбора мощности.

Надёжная конструкция редуктора с угловыми шестернями. Производитель предлагает и такую опцию, как установка пневматических колёс, что по-настоящему превратит этот культиватор в мотоблок. Но, стоит эта услуга весьма недёшево, будет лучше призадуматься над тем, как осуществить эту операцию самостоятельно.

Агрегат оснащён четырёхтактным двигателем объёмом 270 см 3 . Двигатель хорошо показал себя в плане надёжности, чему способствует и эффективный воздушный фильтр, правда, немного действует на нервы необходимость периодического обслуживания масляной ванны. Полоса захвата – 110 см.

То ли культиватор, то ли мотоблок, сразу и не разберёшь. Но, однозначно, хорошо собранная, надёжная и полезная вещь.

Владимир Михайлов 13 мая 2018

Elitech КБ 60Н

Один из самых мощных и, в то же время, недорогих тяжёлых культиваторов. Имеет регулируемую ширину захвата от 30 до 85 см. Четырёхтактный двигатель объёмом 196 см 3 , ременное сцепление, две скорости – одна вперёд, одна назад. Понятно, что при такой цене без дешёвых китайских комплектующих частей не обойтись. По старой традиции, двигатель скопирован с Хонды, поэтому с запчастями проблем не будет.

В продаже можно найти модификации с оригинальным японским двигателем от Honda. Такие экземпляры будут стоить на 7-8 тысяч дороже. Имеются в продаже и подходящие ремни. Доставляют проблемы тросики – быстро растягиваются, после чего приходится заниматься переклёпкой мотоциклетных тросов. Все эти вопросы не так уж сложно решаются, и эту модель можно порекомендовать рукастым людям, которым легче привести в порядок доступную технику, чем копить деньги на известный бренд.

После покупки, по совету друга, сразу провёл обслуживание, подтянул все резьбовые соединения, и уже три года не испытываю серьёзных проблем. Некоторые мелочи случаются, но при такой цене на них особо не обращаешь внимание.

Алишер Каримов 24 апреля 2017

Какой выбрать: бензиновый или электрический?

Электрический культиватор как нельзя лучше подходит для небольших электрифицированных участков.

Его преимущества:

  • Не требуется топливо и смазочные материалы
  • Небольшой вес
  • Мобильность
  • Простота эксплуатации

Источники:

http://www.ogorod.ru/ru/now/equipment/14355/Kultivatory-i-motobloki-sovety-po-vyboru-i-obsluzhivaniju.htm
http://kakhack.ru/dacha/inventar/pokupka-motobloka-kriterii-vybora.html
http://tehno-gid.net/sad/kakoj-motokultivator-vybrat-osnovnye-harakteristiki-kratkij-obzor-modelej-i-otzyvy.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: