Зимнее тепло. Визит в хрустальный дворец Гиссельфельд

Грандиозные сооружения 8. Хрустальный дворец в Лондоне

Правление королевы Виктории ознаменовалось строительством лучших зданий по всему Лондону, были расширены улицы, а берега Темзы стали украшать роскошные набережные. Первая всемирная выставка была созвана именно при ней в 1851 году. Именно с этой целью был построен Хрустальный дворец.

Источники утверждают, что дворец был построен всего за полгода. Он представлял собой огромную постройку, состоявшую из ажурного каркаса, заполненного стеклом. Его длина составляла 564 метра, а ширина 125 метров. Крытая площадь составляла 100000 квадратных метров. Принципиально новая архитектура стиля «стекло и металл» была на тот момент неприемлема для архитектурных и художественных школ других стран. 245 самых разнообразных проектов было представлено комиссии по организации выставки, но и художники, и публика понимали, что традиционные материалы и формы будут непригодны для этой задачи. Тогда Джозефом Пакстоном и был предложен проект с использованием одного металла и стекла.

Все были ошеломлены, ведь Пакстон был обыкновенным садовником, а его проект был похож на оранжерею. В ходе долгих прений было решено остановиться именно на нем. Здание же, в итоге, было с восторгом принято публикой. Хрустальный дворец стал одним из первых сооружений, в котором были приняты столь распространенные сейчас унифицированные элементы: все здание было составлено из одинаковых ячеек, собранных из 3300 чугунных колонн одинаковой толщины, 300 000 одинаковых листов стекла, однотипных деревянных рам и металлических балок. Внутренних перегородок дворец не имел, по сути он являлся один огромным залом.

Хрустальному дворцу было суждено войти и в историю русской литературы и политической мысли. В 1859 году Н.Г. Чернышевский посетил Лондон. К тому времени громадину разобрали, т.к. дворец стал мешать оживленной жизни центра Лондона, а потом собрали, но уже в Сайденхеме, пригороде Лондона. Именно Хрустальный дворец послужил прообразом того огромного здания, в котором живет коммуна будущего в четвертом сне Веры Павловны из романа «Что делать?». Русский писатель с удивительной прозорливостью заменил в своем произведении железо и чугун в конструктивных элементах дворца алюминием – металлом, который тогда был дороже золота. Его еще не умели получать в больших количествах и применяли в то время только в ювелирных изделиях.

Не было места лучше для загородных прогулок, чем Хрустальный дворец в Сайденхеме, особенно красив был разбитый возле него сад, но и в самом дворце была масса различных достопримечательностей.

В Китайском зале посетителям открывалась панорама водопада Виктория на реке Замбези. В Этнологическом музее, расположенном внутри, были представлены сцены из жизни и быта туземцев Австралии, Африки и Азии. Внешние стены Римского зала одновременно являлись стенами Колизея, а в самом зале располагались слепки с настоящих римских статуй. Во дворце также размещались Зверинец, Аквариум, Оранжерея, Греческий и Египетские залы. В сад выходили Верхняя и Нижняя террасы. Верхнюю украшали статуи, а в центре располагался бюст Джозефа Пакстона. Для развлечения детей, в конце террасы была построена потешная железная дорога.

Читать еще:  Террасный сад – проект мечты для участка на склоне

Бассейны и фонтаны, бьющие вверх на 27, а самый большой на 45 метров, украшали Нижнюю террасу. По субботам и четвергам тут устраивался салют.

К огромному сожалению, в ноябре 1936 года Хрустальный дворец был уничтожен пожаром.

Хрустальный дворец

Настоящий Хрустальный дворец возвел в Лондоне простой садовник Джозеф Пакстон. Здание послужило выставочным залом для первой Всемирной выставки 1851 года.

Идея провести Всемирную выставку, демонстрирующую произведения искусства и достижения техники из разных стран, появилась в Европе задолго до 1851. Во Франции уже успели провести несколько национальных выставок, и тогда за дело взялась Англия, на тот момент лидирующая по всем параметрам. Принц Альберт предложил устроить Всемирную выставку в Лондоне — Общество искусств, основанное еще в середине XVIII века, его поддержало.

Главный вопрос, который мучал организаторов выставки — где же будет демонстрироваться великолепие, привезенное со всех уголков мира? Нужно было новое здание, но ни один проект и более чем двухсот, предложенных на рассмотрение королевы, не удовлетворял требованиям мероприятия. Стало очевидно, что традиционные каменные дворцы устарели. Тогда свою идею выдвинул Джозеф Пакстон, садовник из Четсворта, занимавшийся постройками крупных оранжерей. Его проект представлял собой огромный дворец из железа и стекла. Знаменитые архитекторы Европы были возмущены — как можно допустить, чтобы какой-то выскочка построил для выставки «стеклянный колпак» и «оранжерею». Однако проект Пакстона все-таки был принят — и публика приняла его с восторгом.

Всего за полгода в Гайд-парке построили Хрустальный дворец. Имя, кстати, дал ему не сам Пакстон, а журналисты из сатирического журнала «Панч», которые сперва активно высмеивали постройку, а потом решили поддержать архитектора. Дворец и правда сильно напоминал оранжерею — Пакстон увеличил оконные проемы настолько, что все здание, казалось, состояло только из стекла, переплетенного кружевом чугуна. Опыт заполнения металлических конструкций стеклом на тот момент уже был, но чтобы весь корпус здания состоял только из него — такое было впервые. Внутри дворца не было никаких перегородок — он представлял собой один огромный зал, со всех сторон пронизанный светом.

Внимательный садовник, Пакстон с трепетом отнесся к вековым деревьям Гайд-парка: ни одно из них не было вырублено. А два столетних вяза, находившихся прямо на месте расположения дворца, строители просто накрыли самим зданием. Литератор Хомяков после посещения Лондона писал: «То, что строится, обязано иметь почтение к тому, что выросло». Посетил Хрустальный дворец и Чернышевский — именно здание в Гайд-парке стало прототипом дома, в котором живет коммуна будущего из сна Веры Павловны в романе «Что делать?».

Читать еще:  Сад Альбер-Кан – композиция, сотканная из воспоминаний

Жизнь после выставки

После закрытия выставки строители должны были привести Гайд-парк в первоначальный вид. Пакстон предложил оставить дворец, превратив его в постоянный зимний сад. Но консерваторы провели в парламенте противоположное решение, и Хрустальный дворец был приговорен к сносу, а его чугунные конструкции продали на металлолом. Но архитектор не сдавался — он основал» Компанию Хрустального дворца», куда привлек частные капиталы, выкупил чугунные каркасы и огромную территорию в Сиднем-Хилле. Там здание было возведено заново с двумя дополнительными этажами. Рядом с ним построили железнодорожную станцию, которая сохранилась и по сей день.

Залы нового дворца выполнили в античных и средневековых стилях, украсили витражами и скульптурами. Правда, открытие немного задержалось — консерваторы потребовали прикрыть половые органы скульптур. Фиговые листья их не устроили, так что копии античных статуй срочно пришлось задрапировать. Первый в Лондоне тематический парк стал излюбленным местом городских гуляний, здесь устраивались музыкальные фестивали и праздники, спортивные состязания и выставки. Именно в Хрустальном дворце впервые были показаны фигуры динозавров, выполненные в натуральную величину. Но на организаторах висел огромный долг, и никакие входные билеты не могли его покрыть.

Банкротство и пожар

В 1866 здание сильно пострадало от пожара, сгорел зверинец, который заменили огромным аквариумом. В начале XX века интерес к Хрустальному дворцу заметно угас. Несмотря на проведение празднеств в честь коронации Георга V в 1911, компания обанкротилась, и суд постановил продать все ее имущество с молотка. В здании дворца в разное время располагались то учебные части британского флота, то радиотехническая фирма. В 1936 в здании начался пожар, и несмотря на все усилия, огонь не удалось потушить. Хрустальный дворец полностью выгорел, а его металлические конструкции разобрали на металлолом. Здание так никогда и не восстановили. Все случилось так, как завещал последний управляющий дворца Генри Бакленд: «Другого не будет никогда». Однако в 1990 на территории парка открыли музей Хрустального дворца.

Они построили хрустальный дворец, но он сгорел. Американцы и немцы повторили.

О Титанике, во многом благодаря Джеймсу Кэмерону, знают все. Ещё бы, самое совершенное творение инженерной мысли своего времени, корабль-монстр, который считался непотопляемым, затонул в свой первый же рейс. Судьба щёлкнула человечество по лбу: не зазнавайся. И из этого щелчка сделали красивую легенду.

Но мало кто знает об одном, довольно увесистом позатыльнике, который отвесила судьба возгордишемуся человеческому разуму. В 1851 году в Лондоне к открытию Всемирной выставки был построен огромный павильон из осветленного стекла, дерева и чугуна общей площадью почти 110.000 квадратных метров, вмещавший более 15.000 человек. Размеры этого здания просто поражали: 33 метра в высоту и более полукилометра в длину. Общая площадь остекления (внешнего и внутреннего) составляла почти 84.000 квадратных метров.

Здание было настолько огромным, что два столетних вяза, росших в Гайд-Парке, где предполагалось проводить выставку, не стали рубить, а просто накрыли самим зданием. После проведения выставки хрустальный дворец демонтировали и перенесли в другое место. На новом месте хрустальный дворец остался средоточием искусства и культуры, тут устраивались выставки, балы, торжественные обеды, выступали артисты, циркачи. В газетах того времени писали, что Англия показала всем странам мира, что она стоит на передовой культурного и научного прогресса.

Читать еще:  Сады Баден-Вюртемберга. Часть 5. Зоосад в Карлсруэ

В 1852 году стеклянный дворец был построен в Нью-Йорке. Американцы решили не отставать от метрополии в хрустальной гонке и построили практически его полную копию, с небольшим отличием — середину дворца венчал купол в восточном стиле. Дворец стал центром демонстрации научных успехов США: в нём испытали новый лифт, проводили философские и естественнонаучные дискуссии.

Следующими отметились немцы. Насмотревшись на английскую спесь, они решили не ударять в грязь лицом и в 1854 году для Общегерманской промышленной выставки возвели практически такой же дворец (только назывался он Стеклянный — КристалПлатц) — тоже самое стекло, дерево и несущие стальные конструкции. Хоть дворец и был вполовину меньше (234*64*25 метров), но из-за того, что он стоял на открытой местности, он казался даже больше, чем английский!

Здание, целиком состоящее из стекла и стали, в традиционном немецком дизайне «квадратиш практиш гут» так поразило современников, что было решено его не разбирать, а сделать художественной галереей. В неё проходили все наиболее значимые выставки, экспозиции, съезды деятелей искусства, культуры и науки.

Добропорядочные бюргеры, желающие прослыть среди соседей ценителями искусства и красоты, старались каждую неделю купить входной билет (довольно дорогой) в этот оплот немецкого искусства. Для любого художника или скульптора считалось великой честью выставляться в этом дворце.

Первым сгорел американский дворец. Это произошло в 1858 году, всего через шесть лет после строительства. Из-за чего это произошло неизвестно. Общие потери от пожара оцениваются в 350 миллионов долларов (по современному курсу).

6 июня 1931 года сгорел немецкий стеклянный дворец. Точно также как и американский. С огнём не смогли справиться 70 пожарных расчётов. Было проведено расследование, которое подтвердило догадки горожан — это был целенаправленный, умело организованный поджог. Кто же был немецким Геростратом так и осталось загадкой, если бы этого человека нашли, судьба его была бы незавидной: в огне сгорело более 7500 тысяч произведений искусства. До сих пор считается, что это самая большая культурная потеря Германии за всё время существования этой страны.

Ровно через пять лет, такая же участь постигла Хрустальный дворец в Лондоне — 30 ноября 1936 года он сгорел. Поджигателя также не смогли определить, расследование ни к чему не привело. Остатки дворца, чугунные конструкции и оплавленное стекло, разобрали и утилизировали.

Три года назад китайский милиардер Ни Чжао Син решил облагодетельствовать Лондон и возвести на месте сгоревшего хрустального дворца его точную копию из более прочных современных материалов. Специально созданная королевская комиссия до сих пор думает над щедрым предложением.

Источники:

http://pikabu.ru/story/grandioznyie_sooruzheniya_8_khrustalnyiy_dvorets_v_londone_5891908
http://diletant.media/articles/35656189/
http://zen.yandex.ru/media/id/5c5be296910d5100ad898d7c/5da6142bc7e50c00ae87b4dd

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector