Город-сад будущего на месте старого шоссе

Город-сад будущего на месте старого шоссе

Добавление статьи в новую подборку

В большом городе, при всей его плотной застройке, есть места, которые никак не используются. В первую очередь именно на них и обращают внимание городские озеленители. А если за дело берется команда профессионалов, то и результат будет фантастический.

Если вы живете в мегаполисе, то наверняка испытываете постоянный дискомфорт из-за нехватки зеленых насаждений. К тому же внешний облик некоторых городов портят неиспользуемые объекты инфраструктуры, заброшенные строения и сооружения. Обычно такие ненужные постройки сносят и демонтируют, только крайне редко они становятся основой для «зеленого сада будущего». Но именно так поступили власти г. Сеул (Южная Корея), который остро нуждается в оздоровлении городского микроклимата.

Вторая жизнь забытого шоссе

В 2015 году власти Сеула решили всерьез заняться длинным шоссе, которое проходит через центр города в непосредственной близости от центрального железнодорожного вокзала города. Протяженностью около 1 км, оно было построено в середине 1970-х гг., когда город переживал период бурного роста.

Впоследствии потоки автомобилей потекли и по другим «артериям» Сеула, но даже с учетом этого путепровод у вокзала перестал справляться с нагрузками. В 2006 году въезд на него был запрещен из-за опасности обрушения. До недавнего времени предполагалось, что мост будет демонтирован, но затем нашлось более оригинальное и смелое решение.

«Городской Эдем»

При рассмотрении вопроса о сносе путепровода было решено учесть мировой инженерный опыт. Как оказалось, в Нью-Йорке (США) до середины 1980-х гг. функционировала железнодорожная ветка, возвышавшаяся над городскими улицами на высоте 10 м. Долгое время после закрытия путепровод пустовал, но затем стараниями местных архитекторов и озеленителей на нем был разбит парк, получивший название The High Line. Он быстро стал одним из излюбленных мест отдыха горожан, ежегодно высотный парк посещают более 4 млн человек.

Впоследствии подобные проекты были реализованы в Лондоне, Чикаго и Роттердаме. Вдохновившись опытом коллег из других крупных городов, сеульские власти решили не сносить путепровод, а устроить на нем «парящий под облаками сад». Тем более что опыт подобных строительных работ у корейцев уже есть − в 2005 году в состав новой пешеходной зоны была включена часть бывшего шоссе, возвышавшегося над землей.

Скайгарден (Skygarden)

Тендер на озеленение выиграла голландская архитектурная фирма MVRDV, и именно ей выпала честь облагородить «стареющего гиганта» – заброшенный путепровод близ вокзала. Он будет отремонтирован, и на всем протяжении «трассы» высадят около 254 видов местных растений. Причем посадка культур будет производиться в алфавитном порядке, так что посетители смогут без проблем «опознать» любимые растения.

Бывший путепровод станет не просто садом, но и центром по изучению растений. Здесь будет самое полное собрание с детальным описанием всех высаженных и типичных для корейского полуострова видов растений. Кроме того, на километровой магистрали заработают кафе, бары, откроются цветочные магазины и небольшие книжные лавки.

Со временем бывший путепровод непременно станет не только излюбленным местом отдыха жителей Сеула, но и оригинальной достопримечательностью. Под зелеными сводами «небесного сада» горожане смогут отдохнуть и насладиться тишиной и покоем, которых они лишены в мегаполисах.

Город-сад.

Город-сад — концепция идеального города, которую разработал английский социолог-утопист Эбенизер Говард на рубеже 19-го и 20-го веков. Его идея оказала сильное влияние на развитие градостроения в XX веке и все еще находит отражение в современных урбанистических концепциях. Говард изложил свои мысли в книге «Города-сады будущего».

Читать еще:  Многоцветные ковры Кастеллучо-ди-Норча

Город-сад — малонаселенное и малоэтажное поселение, которое сочетает в себе преимущества города и деревни, не наследуя основных недостатков того и другого. Люди в городе-саде живут в гармонии с природой в уютных благоустроенных районах, в основном работают на производстве и получают все необходимые блага цивилизации без стрессов капиталистического мегаполиса.

Схема города-сада и диаграмма, показывающая сочетание в нем качеств города и деревни.

Предпосылками создания концепции стал бесконтрольный рост Лондона во времена индустриальной революции, отсутствие продуманных городских пространств и накрученная спекулянтами стоимость земли, которая не позволяла простым жителям приобрести комфортное жилье в пределах городской черты. По мнению автора концепции, Лондон того времени превращался в разросшееся чудовище, абсолютно непригодное для счастливой жизни.

Идея Говарда — построить новые идеальные города, которые помогут разгрузить перенаселенную столицу. Прежде всего, это должны быть небольшие поселения, примерно на 32 тысячи человек. Они могут объединяться в ассоциации с единым центром, обслуживающие до 250 тысяч человек.

Жилая часть города — круг, площадью 1000 акров, поделенный на шесть секторов. В центре всего сад, окруженный общественными зданиями: торговый центр, библиотека, больница, театры, музеи. Второй круг — зеленый парк с застекленными оранжереями, спортивными площадками, торговыми и выставочными зонами. Далее чередуются круги жилой застройки и зеленых насаждений. Администрация предлагает архитекторам свободу творчества и самовыражения, в основном, строятся малоэтажные дома, коттеджи, с личными приусадебными участками.

Схема застройки города-сада.

Окружает город два пояса: первое похоже на большой парк, в котором расположены школы, церкви и административные здания, второе — промышленная зона фабрики, заводы, склады, рынки. Вокруг города общественная земля, которую оберегают от застройки.

Город-сад не может перенаселиться, как это происходит с мегаполисом. Для него единственная возможность разрастись — создать свой город-спутник за границей сельскохозяйственного пояса. Говард считал, что в итоге вокруг Лондона должно появиться больше двух десятков таких городов.

Разработку первого города-сада начали уже в 1903 году, в местечке Лэчворт в 50 км от Лондона. Архитекторами выступили Барри Паркер и Рэймонд Анвин. Они разработали генплан города, руководствуясь концептуальными схемами Говарда — большой городской сад в центре, аккуратные дома, разряженные парками и скверами, удобные транспортные проезды, оттесненная на внешний круг промышленная застройка, — все это создавало нужное ощущение уюта и близости к природе.

Архитекторы позволили себе и несколько отступлений от первоначальной концепции: промышленный район сосредоточен не по периметру, а только в восточной части города, муниципальные здания располагаются на одной центральной улице — Бродвее. Участки с домами, благодаря холмистому ландшафту, получили самую разнообразную форму, встречаются открытые дворы общего пользования и переулки.

В поздних изданиях книги Говард подчеркивал, что планировка города — это важная, но не центральная тема. «Только схема. План не может быть подготовлен до выбора местоположения», — такой подписью дополнял он свои чертежи.

Город-сад привлек к себе внимание промышленников, и они постепенно начали открывать на его территории свои предприятия. Однако, несмотря на все преимущества города, заселялся он медленнее, чем планировал Говард. В 1908 году население города достигло 5 тысяч жителей, а к концу 20-х едва превышало 14 тысяч. Конечно, такой незначительный отток не мог спасти Лондон от перенаселенности.

Но почему люди не переезжали в Лэчворт? В первую очередь сказалась низкая платежеспособность рабочего класса, на который был рассчитан город. Для большинства даже бюджетное жилье далеко за пределами Лондона оставалось недоступным. Кроме того, не устраивала многих и сама идея жить вдалеке от культурных и социальных благ, которые дает столица. Прогрессивное население было еще очаровано промышленностью, концепция Говарда опережала свое время.

Несмотря на неудачу с первым городом-садом, идея еще привлекала людей. Градостроители, архитекторы и общественные деятели продолжали работать над концепцией и выводить новые формулы идеальной городской жизни.

После Второй мировой войны вновь возник вопрос необходимости разуплотнения столицы, и строительство городов вокруг Лондона продолжилось. Руководил проектами застройки Патрик Аберкромби, который позаимствовал у Говарда концептуальную составляющую города-сада, но решил строить города побольше, на 60-100 тысяч человек и создавать «разгружающие» зоны в пригороде. Его проект известен под названием «Большой Лондон» или «План Аберкромби». Создание садов-пригородов казалось должно сработать эффективнее, но к 1963 году в новые города-спутники Лондона переселилось всего 263 тысячи человек.

Читать еще:  Уютный датский сад с универсальной теплицей

К настоящему времени в Лондоне насчитывается 32 города-сада, но идея Говарда вышла далеко за пределы Британии. Поселения, разработанные в соответствии с концепцией появились по всему миру: районы-сады в Германии и Бельгии, Парк Гэуля в Испании, города в Италии, Чехословакии, Австрии. Еще в 1910-х годах появилось первое такое поселение в России — в Кратове, в 40 км от Москвы. Автором проекта стал архитектор В. Н. Семенов, работавший в Англии в 1908–1912 годах.

Примером места, построенного по концепции города-сада можно считать поселок художников Сокол. Для каждого дома в Соколе разработана индивидуальная планировка, на каждой улице высажены свои породы деревьев: татарские и остролистные клены, ясени, тополя, мелколистные липы. Поселок создан по принципам, описанных в «Городах-садах будущего».

Спустя сто с лишним лет после постройки Лечворта идеи великого мечтателя Эбензера Говарда продолжают вдохновлять архитекторов и урбанистов по всему миру. Проблемы, которые он озвучил, остаются актуальными: мегаполисы перенаселены, городской пейзаж часто выглядит враждебно, инфраструктура разъединяет людей и заставляет их тратить время на перемещение к нужным муниципальным объектам.

Говард не был специалистом по урбанистике и архитектуре, но показал направление, в котором продолжает развиваться градостроительство по всему миру: путь соединения благ города и комфорта деревни, путь оздоровления промышленных районов и кооперации населения. Многие его идеи используются при развитии пригородов мегаполисов и даже отдельных жилых комплексов. Принципы города-сада — экологичность, пешая доступность муниципальных зданий, разнообразная архитектура — наследует и движение Нового урбанизма. Возможно, когда-нибудь человечество перерастет страсть к мегаполисам, и повсюду, действительно, будет город-сад.

Город-сад. Как утопичная идея британского урбаниста повлияла на развитие градостроения по всему миру

Что такое город-сад и как он устроен

Город-сад — концепция идеального города, которую разработал английский социолог-утопист Эбенизер Говард на рубеже 19-го и 20-го веков. Его идея оказала сильное влияние на развитие градостроения в XX веке и все еще находит отражение в современных урбанистических концепциях. Говард изложил свои мысли в книге «Города-сады будущего».

Город-сад — малонаселенное и малоэтажное поселение, которое сочетает в себе преимущества города и деревни, не наследуя основных недостатков того и другого. Люди в городе-саде живут в гармонии с природой в уютных благоустроенных районах, в основном работают на производстве и получают все необходимые блага цивилизации без стрессов капиталистического мегаполиса.

Схема города-сада и диаграмма, показывающая сочетание в нем качеств города и деревни.

Предпосылками создания концепции стал бесконтрольный рост Лондона во времена индустриальной революции, отсутствие продуманных городских пространств и накрученная спекулянтами стоимость земли, которая не позволяла простым жителям приобрести комфортное жилье в пределах городской черты. По мнению автора концепции, Лондон того времени превращался в разросшееся чудовище, абсолютно непригодное для счастливой жизни.

Идея Говарда — построить новые идеальные города, которые помогут разгрузить перенаселенную столицу. Прежде всего, это должны быть небольшие поселения, примерно на 32 тысячи человек. Они могут объединяться в ассоциации с единым центром, обслуживающие до 250 тысяч человек.

Жилая часть города — круг, площадью 1000 акров, поделенный на шесть секторов. В центре всего сад, окруженный общественными зданиями: торговый центр, библиотека, больница, театры, музеи. Второй круг — зеленый парк с застекленными оранжереями, спортивными площадками, торговыми и выставочными зонами. Далее чередуются круги жилой застройки и зеленых насаждений. Администрация предлагает архитекторам свободу творчества и самовыражения, в основном, строятся малоэтажные дома, коттеджи, с личными приусадебными участками.

Схема застройки города-сада.

Окружает город два пояса: первое похоже на большой парк, в котором расположены школы, церкви и административные здания, второе — промышленная зона фабрики, заводы, склады, рынки. Вокруг города общественная земля, которую оберегают от застройки.

Читать еще:  Деревня швейцарских виноделов и ее волшебный дизайн

Город-сад не может перенаселиться, как это происходит с мегаполисом. Для него единственная возможность разрастись — создать свой город-спутник за границей сельскохозяйственного пояса. Говард считал, что в итоге вокруг Лондона должно появиться больше двух десятков таких городов.

Первый город-сад в Англии

Разработку первого города-сада начали уже в 1903 году, в местечке Лэчворт в 50 км от Лондона. Архитекторами выступили Барри Паркер и Рэймонд Анвин. Они разработали генплан города, руководствуясь концептуальными схемами Говарда — большой городской сад в центре, аккуратные дома, разряженные парками и скверами, удобные транспортные проезды, оттесненная на внешний круг промышленная застройка, — все это создавало нужное ощущение уюта и близости к природе.

Архитекторы позволили себе и несколько отступлений от первоначальной концепции: промышленный район сосредоточен не по периметру, а только в восточной части города, муниципальные здания располагаются на одной центральной улице — Бродвее. Участки с домами, благодаря холмистому ландшафту, получили самую разнообразную форму, встречаются открытые дворы общего пользования и переулки.

В поздних изданиях книги Говард подчеркивал, что планировка города — это важная, но не центральная тема. «Только схема. План не может быть подготовлен до выбора местоположения», — такой подписью дополнял он свои чертежи.

Город-сад привлек к себе внимание промышленников, и они постепенно начали открывать на его территории свои предприятия. Однако, несмотря на все преимущества города, заселялся он медленнее, чем планировал Говард. В 1908 году население города достигло 5 тысяч жителей, а к концу 20-х едва превышало 14 тысяч. Конечно, такой незначительный отток не мог спасти Лондон от перенаселенности.

Но почему люди не переезжали в Лэчворт? В первую очередь сказалась низкая платежеспособность рабочего класса, на который был рассчитан город. Для большинства даже бюджетное жилье далеко за пределами Лондона оставалось недоступным. Кроме того, не устраивала многих и сама идея жить вдалеке от культурных и социальных благ, которые дает столица. Прогрессивное население было еще очаровано промышленностью, концепция Говарда опережала свое время.

Развитие идеи города-сада в Англии и по всему миру

Несмотря на неудачу с первым городом-садом, идея еще привлекала людей. Градостроители, архитекторы и общественные деятели продолжали работать над концепцией и выводить новые формулы идеальной городской жизни.

После Второй мировой войны вновь возник вопрос необходимости разуплотнения столицы, и строительство городов вокруг Лондона продолжилось. Руководил проектами застройки Патрик Аберкромби, который позаимствовал у Говарда концептуальную составляющую города-сада, но решил строить города побольше, на 60-100 тысяч человек и создавать «разгружающие» зоны в пригороде. Его проект известен под названием «Большой Лондон» или «План Аберкромби». Создание садов-пригородов казалось должно сработать эффективнее, но к 1963 году в новые города-спутники Лондона переселилось всего 263 тысячи человек.

К настоящему времени в Лондоне насчитывается 32 города-сада, но идея Говарда вышла далеко за пределы Британии. Поселения, разработанные в соответствии с концепцией появились по всему миру: районы-сады в Германии и Бельгии, Парк Гэуля в Испании, города в Италии, Чехословакии, Австрии. Еще в 1910-х годах появилось первое такое поселение в России — в Кратове, в 40 км от Москвы. Автором проекта стал архитектор В. Н. Семенов, работавший в Англии в 1908–1912 годах.

Примером места, построенного по концепции города-сада можно считать поселок художников Сокол. Его разрабатывали архитекторы А. Щусев, Н. Марковников, И. Жолтовский, братья Веснины, Н. Дюрнбаум, Н. Колли, А. Семилетов, И. Кондаков, В. Платонов, а также художники-графики В. Фаворский, Н. Купреянов, П. Павлинов, Л. Бруни; живописцы К. Истомин, П. Кончаловский; скульптор И. Ефимов. Для каждого дома в Соколе разработана индивидуальная планировка, на каждой улице высажены свои породы деревьев: татарские и остролистные клены, ясени, тополя, мелколистные липы. Поселок создан по принципам, описанных в «Городах-садах будущего».

Планировка поселка Сокол.

«Вологодская изба», поселок Сокол. Архитекторы братья Веснины.

Источники:

http://www.ogorod.ru/ru/main/style/10109/
http://pikabu.ru/story/gorodsad_6069425
http://design-mate.ru/read/megapolis/garden-city

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector