Обязательные защитные мероприятия

Защитные мероприятия при чрезвычайных ситуациях

Одним из основных способов защиты людей в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени являются защитные сооружения гражданской обороны. Они подразделяются на убежища и противорадиационные укрытия. Убежища защищают от оружия массового поражения, от действия отравляющих веществ и бактериальных массовых пожаров. К убежищам предъявляется ряд определенных требований. Ограждающие конструкции убежищ должны быть прочными и обеспечивать ослабление ионизирующих и других видов излучений до допустимого уровня. Они должны обеспечивать защиту от прогрева при пожарах. Убежища следует размещать в максимальной близости от мест пребывания людей. Местоположение убежищ связано с их вместимостью и зависит от плотности заселения рассматриваемой территории, этажности зданий и других факторов. Убежища оборудуются в заглубленной части зданий (встроенные убежища) или располагаются вне зданий (отдельно стоящие убежища). Под убежища могут приспосабливаться заглубленные сооружения (подвалы, тоннели и т.п.), подземные выработки (шахты, рудники). По защитным свойствам убежища подразделяются на классы в зависимости от расчетной величины давления ударной волны. К убежищам каждого класса предъявляются требования по ослаблению радиационного воздействия, а также по защите от взрывов обычных боеприпасов (снарядов, авиабомб). Типовое убежище состоит из основного помещения, шлюзовых камер, фильтровентиляционной камеры и санитарного узла. Оно должно иметь не менее двух входов и аварийный выход, которые оборудуются защитно-герметическими дверями. Дополнительно, в зависимости от вместимости и других факторов, убежища можно оборудовать помещениями для размещения дизельной электростанции, тамбурами – шлюзами, медицинской комнатой и т.д. В убежищах применяются фильтровентиляционные установки с электрическим и/или ручным приводом для очистки наружного воздуха от пыли радиоактивных и отравляющих веществ, от бактериальных средств. Убежища оборудуются системами водоснабжения, канализации, отопления и освещения, средствами связи. Каждое убежище должно быть оснащено комплексом средств для ведения разведки на зараженной местности, инвентарем (включая аварийный), средствами аварийного освещения.

Противорадиационные укрытия защищают людей от радиоактивного заражения и светового излучения, ослабляют воздействие ударной волны и проникающей радиации ядерного взрыва. Оборудуются они обычно в подвальных или наземных этажах зданий и сооружений. Следует помнить, что различные здания и сооружения по-разному ослабляют проникающую радиацию – помещения первого этажа деревянных зданий ослабляют ее в 2-3 раза, помещения первого этажа каменных зданий в 10 раз, помещения верхних этажей многоэтажных зданий в 50 раз, средняя часть подвала многоэтажного каменного здания в 500-1000 раз. Наиболее пригодны для противорадиационных укрытий внутренние помещения каменных зданий с капитальными стенами и небольшой площадью проемов. Для защиты людей необходимо использовать средства индивидуальной защиты. Они предназначены для защиты от попадания внутрь организма, на кожные покровы и одежду радиоактивных и отравляющих веществ и бактериальных средств. Они делятся на средства защиты органов дыхания и средства защиты кожи. К ним относятся также индивидуальный противохимический пакет и аптечка индивидуальная. Коллективные и индивидуальные средства защиты не всегда могут обеспечивать стопроцентную защиту персонала и населения в условиях ЧС. В этих ситуациях очень важным является быстрое и умелое оказание первой помощи пострадавшим. Первая помощь – это комплекс мероприятий, направленных на восстановление или сохранение жизни и здоровья пострадавшего, осуществляемых не медицинскими работниками (взаимопомощь) или самим пострадавшим (самопомощь). Основным условием успеха при оказании первой помощи является срочность ее оказания, знания и умение оказывающего первую помощь. Прежде чем непосредственно приступить к оказанию первой медицинской помощи, необходимо устранить воздействие на организм повреждающих факторов, угрожающих здоровью и жизни пострадавшего (вывести из зараженной атмосферы, освободить от действия электрического тока, погасить горящую одежду), после чего необходимо оценить состояние пострадавшего. На первом же этапе определяется характер и тяжесть полученной травмы, намечается последовательность мероприятий по его спасению. Далее необходимо выполнить проходимость дыхательных путей, провести искусственной дыхание, наружный массаж сердца, остановить кровотечение, иммобилизовать место перелома, наложить повязку и т.д. До прибытия медицинского работника необходимо поддержать основные жизненные функции организма пострадавшего. При возможности принять меры для транспортировки пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение. Для правильной организации оказания первой помощи должны выполнять следующие условия:

· на каждом предприятии, в цехе, участке, отдельных помещениях и т.п. в специально отведенных местах должны находиться аптечки или сумки первой помощи. В каждой смене должны быть выделены лица, ответственные за исправное состояние приспособлений и средств для оказания первой помощи и за систематическое их пополнение по мере расходования или истечения сроков хранения;

· помощь пострадавшему, оказываемая не медицинскими работниками, не должна заменять помощи со стороны медицинского персонала и должна оказываться до прибытия врача; эта помощь должна ограничиваться строго определенными видами; мероприятия по оживлению, временная остановка кровотечения, перевязка раны, ожога или отморожения, иммобилизация перелома, переноска и перевозка пострадавшего.

Защитные мероприятия при чрезвычайных ситуациях проводят штатное подразделение (штат объекта) нештатные добровольные формирования гражданской обороны (ГО) объекта.

Защитные мероприятия;

Способы защиты в ЧС

Лекция 8. ЗАЩИТА ПЕРСОНАЛА И НАСЕЛЕНИЯ В ЧС

План:

1. Способы защиты в ЧС.

2. Способы повышения устойчивости объектов экономики.

3. Ликвидация последствий ЧС (самостоятельно).

Комплекс мероприятий защиты объектов экономики и населения можно условно разделить на три группы:

1. Предупредительные мероприятия:

— планирование защиты персонала объектов экономики и населения от ЧС;

— обучение населения мерам защиты от ЧС;

— подготовка сил и средств для ликвидации последствий ЧС.

Читать еще:  Продолжайте посев и посадку

2. Защитные мероприятия;

— выявление и оценка обстановки в ЧС, в т.ч. путем радиационной, химической, инженерной и пожарной разведки;

— оповещение персонала объектов и населения об угрозе возникновения или возникновении ЧС;

— укрытие персонала ОЭ и населения в защитных сооружениях;

— эвакуация персонала ОЭ и населения;

— использование средств индивидуальной защиты;

— дозиметрический и химический контроль;

— медико-профилактические и лечебно-эвакуационные мероприятия;

— определение и соблюдение режимов радиационной и химической защиты персоналом ОЭ и населением;

— организация охраны общественного порядка в зоне ЧС и др.

3. Аварийно-восстановительные мероприятия:

— первоочередные работы в зоне ЧС по локализации отдельных очагов разрушений и повышенной опасности,

— по устранению аварий и повреждений на сетях и линиях коммунальных и производственных коммуникаций,

— созданию минимально необходимых условий для жизнеобеспечения населения,

— а также работы по санитарной очистке и обеззараживанию территории

1) Выявление и оценка обстановки. Важнейшими мероприятиями защиты являются выявление и оценка обстановки. По результатам оценки обстановки организуется оповещение персонала ОЭ и населения о ЧС, а также принимается решение председателем комиссии ГОЧС о порядке проведения защитных мероприятий.

2) Оповещение персонала объекта и населения о чрезвычайной ситуации

Население оповещается об угрозе возникновения ЧС природного или техногенного характера отделами ГОЧС с помощью средств массовой информации: радио, телевидения, а при наличии времени и печати. Для того чтобы население вовремя включило радиоприемники и телевизоры, используется предупредительный сигнал «Внимание всем» (сирены, гудки предприятий, сигналы автомобилей). При угрозе возникновения ЧС военного характера население предупреждается «об угрозе нападения». С этой целью СМИ передают соответствующие решения или постановления. Кроме того, по месту работы и жительства должностными лицами ГО даются объявления об угрозе нападения и правилах поведения. Предупреждение об угрозе нападения не означает начала военных действий. Для оповещения персонала промышленного объекта и населения в ходе военных действий установлены следующие сигналы ГО: «Воздушная тревога», «Отбой воздушной тревоги», «Радиационная опасность», «Химическая тревога».

Сигнал «Воздушная тревога» подается по радио и телевидению всеми станциями после сигнала «Внимание всем». По этому сигналу необходимо отключить свет, газ, воду, погасить огонь в печах. Взять документы, СИЗ, деньги, запас продуктов, воды, необходимую одежду и укрыться в ближайшем защитном сооружении.

3) Укрытие персонала объектов экономики и населения в защитных сооружениях. Укрытие людей от воздействия поражающих факторов источников ЧС проводится в специальных защитных сооружениях, а также в помещениях производственных, общественных и жилых зданий, приспособленных для этих целей.

4) Эвакуация персонала объектов экономики и населения. Под эвакуацией понимают организованный вывод и вывоз персонала объектов экономики, членов их семьи и населения из зон ЧС или вероятной ЧС, а также жизнеобеспечение эвакуированных в районе размещения. Если укрытие людей в ЗС предполагает их защиту в зоне ЧС, то эвакуация проводится с целью вывода их из зоны воздействия поражающих факторов источников ЧС.

5) Использование средств индивидуальной защиты. Использование СИЗ органов дыхания и кожи предотвращает сверхнормативные воздействия на людей опасных и вредных аэрозолей, газов и паров, а также светового, теплового и ионизирующего излучения.

6) Дозиметрический и химический контроль. Дозиметрический и химический контроль (ДХК) проводится с целью оценки работоспособности личного состава формирований, рабочих и служащих и определения порядка их использования, объема медицинской помощи на этапе эвакуации, необходимости и объема санитарной обработки людей, а также дезактивации и дегазации техники, оборудования, транспорта, средств защиты, одежды, возможности использования продуктов питания и воды.

7) Медико-профилактические и лечебно-эвакуационные мероприятия. Профилактические медицинские мероприятия защиты населения при ЧС проводятся с целью предотвращения или снижения тяжести поражений, ущерба для жизни и здоровья людей в результате воздействия опасных и вредных факторов стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также для обеспечения эпидемического благополучия в районах ЧС и в местах дислокации эвакуированных.

8) Определение и соблюдение режимов защиты персоналом объектов и населением. В условиях радиоактивного, химического и биологического заражения невозможно бесконечно долго находиться в защитных сооружениях или в надетых средствах защиты. В целях исключения массового поражения населения и для обеспечения функционирования объектов и жизнедеятельности населения предусматриваются различные режимы радиационной, химической и биологической защиты.

Под режимом радиационной защиты понимается порядок действий людей и применения средств и способов защиты в зоне радиоактивного заражения с целью возможного уменьшения воздействия ионизирующего излучения на людей. Режим радиационной защиты определяет последовательность и продолжительность использования защитных сооружений, время пребывания в жилых, производственных помещениях и на открытой местности, а также регламентирует пользование средствами индивидуальной защиты, применение противорадиационных препаратов и контроля облучения.

Под режимом химической защиты понимается порядок работы и действий в зонах химического заражения и применения способов и средств защиты, исключающих поражение людей ОХВ и ОВ.

По сигналу оповещения о возникновении аварии на химически опасном объекте персонал ОЭ и население надевают средства защиты органов дыхания и в последующем действуют в соответствии с указаниями отдела ГОЧС.

9) Организация охраны общественного порядка в зоне ЧС. Для обеспечения охраны общественного порядка в зонах ЧС организуется комендантская служба. Она осуществляет: регулирование движения на маршрутах выдвижения сил ГО и эвакуации; эвакуацию населения и материальных ценностей; контроль за соблюдением объектами экономики, формированиями и населением установленных режимов действий; воспрещение доступа населения в район стихийных бедствий, аварий и катастроф; недопущения вывоза продукции и имущества из зон заражения РВ, ОВ (ОХВ) и БС без специального на то разрешения; охрану личного имущества граждан в квартирах; охрану наиболее важных дорожных сооружений, переправ и других объектов; недопущение нарушений правопорядка.

Читать еще:  Занимаемся луком, чесноком и цветной капустой

Основные способы защиты персонала объектов экономики и населения в условиях возникновения ЧС приведены на рисунке 1.

Проведение защитных мероприятий

Срочные защитные меры за пределами промышленной площадки Белорусской АЭС проводятся в соответствии с дополнением VII к руководству по безопасности МАГАТЭ GS-G-2.1 «Меры по обеспечению готовности к ядерной или радиологической аварийной ситуации» и включают:

при возникновении общей аварийной ситуации:

оперативное проведение эвакуации или обеспечение достаточного укрытия для населения в ЗПМ (во всех направлениях);

в условиях аварийной ситуации на ядерном реакторе раздачу препаратов стабильного йода в ЗПМ и ЗПСМ в целях блокирования щитовидной железы;

рекомендации для населения в ЗПСМ по постоянному пребыванию в помещении и получению дальнейших инструкций по радио и телевидению (укрытие на месте);

оперативное проведение мониторинга в ЗПСМ (включая укрытия в ЗПМ) для определения возможного превышения ДУВ и проведения надлежащей эвакуации;

ограничение потребления возможно загрязненных радионуклидами продуктов питания или воды и выдачу указаний по защите продуктов питания, источников водоснабжения и сельскохозяйственных продуктов;

ограничение доступа в зону эвакуации и на территории, для которых рекомендованы укрытия;

контроль эвакуированного населения и определение необходимости в проведении дезактивации или оказания медицинской помощи;

при аварийной ситуации на территории площадки — выдачу указаний по защите источников водоснабжения и сельскохозяйственных продуктов.

Инженерная защита. Укрытие населения в защитных сооружениях

Решение об укрытии населения в защитных сооружениях гражданской обороны, сооружениях двойного назначения при возможной аварии на Белорусской АЭС принимается Премьер-министром Республики Беларусь, руководителями соответствующих исполнительных и распорядительных органов и организаций, а также соответствующих органов управления по чрезвычайным ситуациям на основании показания штатных систем контроля радиационной обстановки, результатов радиационной разведки и прогнозов радиационной обстановки. Расчет укрытия населения и порядок использования (приведения в готовность) защитных сооружений гражданской обороны, сооружений двойного назначения содержатся в материалах в соответствии с пунктами 13 и 14 приложения к плану.

Для населения, которое невозможно укрыть в защитных сооружениях гражданской обороны, сооружениях двойного назначения, местными исполнительными и распорядительными органами планируется укрытие на местах.

Указанные мероприятия доводятся до населения посредством оповещения, трансляций по радио, телевидению.

Медицинская защита

В целях обеспечения медицинской защиты населения проводятся следующие мероприятия:

в первые часы после возникновения аварийной ситуации (с момента объявления на промышленной площадке Белорусской АЭС состояния «Аварийная обстановка»):

немедленное информирование населения об аварии и правилах поведения на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению;

проведение йодной профилактики населения;

оказание медицинской помощи пострадавшему населению;

эвакуация пострадавших при радиационной аварии в специализированные отделения организаций здравоохранения;

медицинское обеспечение эвакуации населения из зоны радиоактивного загрязнения;

оценка доз облучения населения и прогноз эффективности защитных мер;

запрет на потребление продуктов питания местного производства и питьевой воды из открытых водоемов в зонах аварийного реагирования до проведения контроля содержания в них радионуклидов;

медицинский контроль за состоянием здоровья населения, подвергшегося радиационному воздействию в результате аварии;

в последующие сутки (недели):

проведение йодной профилактики населения в порядке, установленном Министерством здравоохранения и МЧС;

оценка доз облучения населения;

контроль содержания радионуклидов в продуктах питания и питьевой воде местного производства;

оказание медицинской помощи;

медицинский контроль за состоянием здоровья населения, остающегося до завершения эффективной дезактивации района проживания.

Эвакуационные мероприятия

Решение о проведении эвакуационных мероприятий (временного отселения) принимают Премьер-министр Республики Беларусь или его заместители, Министр по чрезвычайным ситуациям, а в случае его отсутствия — лицо, исполняющее его обязанности.

Эвакуационные мероприятия (мероприятия по временному отселению населения в безопасные районы) осуществляются в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 апреля 2008 г. N 610 «Об утверждении Положения о порядке временного отселения населения, эвакуации материальных и историко-культурных ценностей в безопасные районы» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., N 107, 5/27571).

Эвакуируемое население размещается в безопасных районах (местах временного размещения) до особого распоряжения в зависимости от складывающейся обстановки.

В ходе проведения эвакуационных мероприятий необходимо обеспечить:

организацию охраны жилищ и имущества эвакуируемых;

эвакуацию домашних животных;

эвакуацию (при необходимости) культурных, в том числе историко-культурных, ценностей;

организацию работы коммунальных служб;

организацию питания и водоснабжения отселяемого населения;

предоставление временного жилья эвакуируемому населению;

подготовку соответствующей инфраструктуры в местах временного размещения.

В комплекс заблаговременных мероприятий по подготовке эвакуации населения из ЗПМ входят:

заблаговременная раздача населению комплекта «Первая помощь», включающего в себя суточную потребность препарата стабильного йода, респиратор пылезащитный с классом защиты FFP3 (ГОСТ 12.4.294-2015 (EN 149:2001+A1:2009), одноразовый костюм для защиты от радиоактивной пыли (EN 1073-2:2002), бахилы, перчатки, гигиенические влажные салфетки для частичной санитарной обработки открытых участков тела, памятка по действиям при радиационной аварии;

проведение инструктажа эвакуируемого населения по обращению с комплектом «Первая помощь» и порядку действия населения при получении информации об эвакуации;

определение в пределах ЗПМ мест для пунктов сбора эвакуируемого населения (пунктов посадки эвакуируемого населения на транспорт);

определение мест и оборудование трех площадок по периметру ЗПМ для организации пропускных пунктов (в дер. Бобровники (Р-52 Островец — Ошмяны), агрогородке Ворона (Р-48 Островец — Ворняны), агрогородке Михалишки (Р-45 Островец — Михалишки), включающих пост охраны общественного порядка, посты дозиметрического контроля, площадку для частичной санитарной обработки, площадку сбора загрязненных средств индивидуальной защиты (далее — СИЗ), площадку отстоя техники, площадку дезактивации техники, место посадки эвакуируемого населения на транспорт. Детализация вопросов обеспечения работы площадок для организации пропускных пунктов изложена в материалах в соответствии с пунктами 15 и 16 приложения к плану;

Читать еще:  Внимание – корнеплодам

определение места и оборудование за пределами ЗПМ промежуточного пункта отселения (далее — ППО) для обеспечения учета, регистрации, дозиметрического контроля, санитарной обработки, медицинской помощи эвакуируемому населению и отправки его к месту временного размещения, а также назначение персонала ППО и его обучение;

определение количества транспортных средств и их закрепление за следующими маршрутами эвакуации:

пункты сбора эвакуируемого населения в ЗПМ — пункт пропуска;

пункт пропуска — ППО;

ППО — место временного размещения;

определение мест блокирования дорожных путей из ЗПМ, на которых не планируется организация работы пунктов пропуска, в целях недопущения распространения радиоактивного загрязнения.

При получении сведений о возникновении радиационной аварии и до принятия решения о проведении эвакуации (в соответствии с ДУВ) осуществляются подготовительные мероприятия для организованной эвакуации из ЗПМ, в том числе:

приводятся в готовность эвакуационные органы;

уточняется численность населения, количество материальных и историко-культурных ценностей, подлежащих эвакуации;

сил и средств, необходимых для развертывания пунктов сбора эвакуируемого населения (пунктов посадки эвакуируемого населения на транспорт), пропускных пунктов и ППО;

транспортных средств для эвакуации, а также маршрутов движения, устанавливаются дорожные знаки и указатели;

к блокированию автомобильных дорог, на которых не планируется организация работы пунктов пропуска;

систем связи и оповещения.

При принятии решения о проведении эвакуационных мероприятий эвакуация населения будет проводится:

из ЗПМ — всего населения;

из ЗПСМ — в 90 — 180-градусном секторе, медианой которого будет являться преобладающее направление ветра в момент аварии. Детализация этапов проведения эвакуационных мероприятий изложена в материалах в соответствии с пунктом 17 приложения к плану.

Радиационная защита

Задачами радиационной защиты (реагирования) являются:

принятие мер по спасению жизни людей;

принятие защитных мер по предотвращению значительных детерминированных эффектов на здоровье людей и получения доз;

адаптация защитных мер при поступлении новой информации, связанной с аварийной ситуацией;

прекращение выполнения защитных мер, когда они перестают быть необходимыми.

В пределах установленных зон на основе мониторинга окружающей среды или с учетом обстановки, создавшейся на Белорусской АЭС, должен выполняться комплекс защитных мер, включающих в себя срочные и долгосрочные защитные меры.

Решения о принятии срочных защитных мер по радиационной защите населения, в том числе оценке радиационной обстановки, принимаются местными органами управления и структурами, ответственными за аварийное реагирование на местах, при получении оповещения о радиационной аварийной ситуации. Показатели времени реагирования и очередность принятия срочных защитных мер приведены в информации в соответствии с пунктом 18 приложения к плану.

Основные срочные защитные меры по радиационной защите населения разделены на три части в соответствии с временными фазами возможных ядерных и радиационных аварий: ранняя, промежуточная и поздняя (отдаленная). Содержание защитных мер изложено в материалах в соответствии с пунктом 19 приложения к плану.

В целях принятия решения о проведении мероприятий радиационной защиты либо определения эффективности проводимых мероприятий на различных этапах развития радиационной аварии собираются и анализируются необходимые данные.

На раннем этапе аварии (в первые часы после аварийной ситуации) информация о появлении радиоактивных веществ во внешней окружающей среде поступает в виде повышения мощности дозы гамма-излучения. В целях подтверждения наличия радионуклидов осуществляются:

измерение мощности доз гамма-излучения;

определение концентраций радионуклидов в атмосферном воздухе;

определение плотности радиоактивного загрязнения территории;

проведение оперативных расчетов возможных дозовых нагрузок на население.

На промежуточном этапе аварии (в последующие за аварийной ситуацией сутки) принятие решения о проведении защитных мероприятий основывается на уточненных оценках характера загрязнения территории, различных объектов внешней среды и продуктов питания, полученных на основе прямых и частично лабораторных радиометрических и дозиметрических измерений. В целях определения необходимости проведения защитных мероприятий для минимизации последствий аварии уточняются:

дозы внешнего и внутреннего облучения населения, в отношении которого применялись защитные меры на раннем этапе аварии;

мощность доз гамма-излучения в зонах радиоактивного загрязнения;

плотность выпадений дозообразующих радионуклидов в зонах радиоактивного загрязнения;

уровни загрязнения основных продуктов питания (молока и овощей местного производства) и питьевой воды;

прогнозируемые дозы внешнего и внутреннего облучения проживающего населения и лиц, участвующих в ликвидации последствий аварии.

На отдаленном этапе аварии (в последующие за аварийной ситуацией недели) принимаются долгосрочные защитные меры, в том числе проводятся углубленные комплексные радиационно-гигиенические и радиоэкологические обследования в целях долгосрочного прогнозирования радиационной обстановки. Продолжаются мероприятия по уточнению характера радиационной обстановки и оценке масштабов последствий аварии, в том числе:

составляются подробные карты загрязнения местности основными дозообразующими радионуклидами;

уточняются исходные сведения и результаты оценок основных факторов, влияющих на формирование дозовых нагрузок различных групп населения;

уточняются результаты долгосрочных прогнозных оценок радиологических последствий аварии.

Обращение с радиоактивными отходами, образующимися в результате принятия защитных и иных мер реагирования, осуществляется путем их сбора, хранения и последующего захоронения в соответствии со стратегией обращения с радиоактивными отходами.

Для ликвидации радиационной аварии на Белорусской АЭС могут привлекаться силы и средства ГСЧС в установленном законодательством порядке. Состав сил и средств ГСЧС изложен в информации в соответствии с пунктом 20 приложения к плану.

Дата добавления: 2019-01-14 ; просмотров: 75 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Источники:

http://studopedia.ru/9_208520_zashchitnie-meropriyatiya-pri-chrezvichaynih-situatsiyah.html
http://studopedia.su/10_167569_zashchitnie-meropriyatiya.html
http://studopedia.net/11_29481_provedenie-zashchitnih-meropriyatiy.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector