Японский сад “от кутюр”

Японский сад “от кутюр”

Добавление статьи в новую подборку

Композиции из кряжистых бонсаев, стелющихся по земле лишайников и журчащих ручейков стали визитной карточкой Страны восходящего солнца. Рассмотрим основные элементы классического японского сада на примере “Сада гостеприимства” Казуюки Ишихары.

Японский сад – это не просто направление ландшафтного дизайна, а целая философия, во главе угла которой стоит трепетное и благоговейное отношение к природе во всех ее проявлениях. Европейские сады отличаются пестротой и большим разнообразием растений, в то время как композиция в японском стиле может быть садом одного дерева.

Главная задача дизайнера, работающего над созданием такого сада, заставить зрителя не просто любоваться картинкой, а проникаться ею всем своим существом. Чувствовать нежность весеннего бутона, хрупкость первого листочка, могучесть обкатанного ветрами камня… Кто может разбираться в обустройстве садов в японском стиле лучше самих японцев? И если уж брать уроки ландшафтного дизайна, то только у лучших. Например, у любимца Королевского садоводческого общества Казуюки Ишихары.

Казуюки Ишихара

Казуюки Ишихара – дизайнер с мировым именем, пятикратный обладатель премии за лучший природный сад на всемирно известной выставке цветов в Челси, которая ежегодно проводится Королевским садоводческим обществом. Японский мастер участвует в этом шоу почти каждый год и неизменно привозит оттуда медали различного достоинства. Не стала исключением и выставка 2018 года, на которой господин Исихара получил очередную награду в категории “Лучший природный сад” (Best Artisan Garden) за свою работу “О-Мотэнаси-Но Нива” – “Сад гостеприимства”.

Философия “Cада гостеприимства”

Омотэнаси – сердце японского гостеприимства

Создавая эту композицию, Казуюки Ишихара вдохновлялся бережно сохраняемой в Японии культурой подлинного и искреннего гостеприимства, “омотэнаси”. Смысл этого понятия гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд. Омотэнаси – это философия, в основе которой лежит стремление к балансу между предупредительностью и ненавязчивостью. Когда забота и внимание к гостю не переходят его личных границ, а сам хозяин ведет себя с честью и достоинством. Гармония взаимоотношений, к которой нужно стремиться.

Композиция сада и выбор растений

Икэнобо – искусство грамотного сочетания разнообразных природных материалов для создания гармонии и контраста

Баланс пропорций, пожалуй, самое главное правило при планировании участка для японского сада. Чем меньше места на участке отводится для “восточного уголка”, тем более компактной и лаконичной должна получиться композиция. Что же касается выбора растений, то здесь японцы придерживаются мнения “лучше меньше, да лучше”. Если в европейских садах очень большое внимание уделяется клумбам и цветковым, то в садах созерцания главное место отводится декоративнолиственным культурам.

При разработке своего “Сада гостеприимства” Ишихара руководствовался правилами икэнобо, первой школы развития икебаны. От других направлений эту школу отличает гармоничное сочетание величавости и строгости с нежностью и изысканностью. Именно поэтому для решения поставленной задачи дизайнер использовал синие ирисы. Они расставляют акценты, но при этом не перегружают пейзаж яркими красками.

Скалы и камни

Покрытые мхом камни придают саду более естественный вид

Композиции из скал и камней – неотъемлемые элементы сада в японском стиле. Неспроста название самой старой дошедшей до наших дней книги по садоводству в Стране восходящего солнца переводится как “Искусство художественного оформления камней”. Создатели японских садов считают, что камни и скалы – это своеобразный скелет сада, основа, которая помогает собрать все элементы в единое целое.

Шарики мха, изготовленные командой дизайнеров вручную, заполняют свободное пространство, которого в японском саду должно быть как можно меньше. Создатель хотел придать камням на первом плане композиции эффект влажности, в результате чего было принято решение покрыть их специальным химическим составом.

Водоемы

Водоем – один из основных элементов классического японского сада

Изменчивость воды призвана уравновешивать монолитность каменных элементов композиции. Если камни – это скелет сада, то вода – его кровь. Она сохраняет свою живость и не кажется статичной, даже в чашах и стоячих водоемах. Водопады и ручейки символизируют саму жизнь, ее мимолетность и быстротечность.

Читать еще:  Все, что вы хотели знать о вертикальном озеленении сада

Этой же идеи во время создания своего сада придерживался и господин Ишихара. Неподалеку от садового домика он обустроил невысокий водопад, который впадает в пруд, окруженный японскими кленами (Acer japonicum). По замыслу автора, звуки водопада должны заворожить посетителя сада для того, чтобы он смог отвлечься от своих насущных проблем и полностью сосредоточиться на созерцании.

Садовый павильон

Азумайя, японское название для садового павильона

Изначально японцы обустраивали свои сады вокруг “тясицу”, маленьких павильонов, которые строились специально для чайных церемоний. Со временем этот элемент композиции перестал быть обязательным, а культура возведения садов стала вполне самодостаточным явлением.

Ключевой элемент работы Казуюки Ишихара, вокруг которого строится вся композиция – маленький садовый домик, который в Стране восходящего солнца называют Азумайя. Его дизайнер решил сделать восьмиугольным. Таким образом мастер отдал дань культуре своей страны, в которой число восемь является счастливым, а заодно и поделился удачей с посетителями своего сада.

Малые архитектурные формы

Укрытый от прямого взгляда фонарь призван уравновешивать массивную конструкцию павильона на общем плане сада

Стремление к гармонии сказывается и на выборе малых архитектурных форм и других декоративных элементов композиции. Их не может быть слишком много или слишком мало, их должно быть ровно столько, сколько нужно для того, чтобы создать баланс и атмосферу, настраивающую на созерцание.

Для этой цели в переднем углу “Сада гостеприимства” установлен фонарь, вырезанный из красного камня. Он не отвлекает на себя внимание и не бросается в глаза, потому что спереди его скрывает причудливо изогнутая маленькая сосна, а сверху – нависающие ветки кленов. Деревья с плакучей и зонтичной кроной довольно характерны для сада в японском стиле. И если первые в основном используют для оформления больших участков, то вторые как нельзя лучше подходят для обустройства камерных территорий.

Традиция венчать ворота крышей пришла в Японию из Китая

Японский сад – это место, где можно спокойно побыть наедине с собой и своими мыслями. Забыть о суете мира внешнего, для того чтобы обратиться к красоте мира внутреннего. Направьте кипучую энергию не на разрушение, а на созидание – именно этот посыл вкладывает в свои работы маэстро Казуюки Ишихара, обращаясь к своему зрителю. Из года в год сады японского дизайнера занимают призовые места на различных выставках, а это значит, что его идеи находят отклик в сердцах людей всего мира.

Японский сад – это место, где можно спокойно побыть наедине с собой и своими мыслями. Забыть о суете мира внешнего, для того чтобы обратиться к красоте мира внутреннего. Направьте кипучую энергию не на разрушение, а на созидание – именно этот посыл вкладывает в свои работы маэстро Казуюки Ишихара, обращаясь к своему зрителю. Из года в год сады японского дизайнера занимают призовые места на различных выставках, а это значит, что его идеи находят отклик в сердцах людей всего мира.

Сообщество зеленых человечков

Эклектика в саду

Свободная эклектика сада Хана Ньё

Его сад занимает всего около 40 соток. Бюджет сада скромный, еще меньше денег и времени требуется на уход благодаря взвешенным и практичным решениям, положенным в основу проекта. Это не помешало саду Хана Ньё стать заметным явлением современного ландшафтного дизайна: люди со всего света приезжают сюда, чтобы увидеть это необычное место, а заодно убедиться, что нет ничего невозможного для увлеченного садовода.

Мастер руководствовался теорией пространственного дизайна: «Это искусство — сделать пространство видимым посредством изоляции и разделения». Сад Хана Ньё необозрим в хорошем смысле слова: где бы вы ни находились, вы не сможете окинуть его взглядом полностью, это череда сменяющих друг друга пространств, наполненных разнообразными пейзажными картинами, и поэтому она кажется гораздо просторнее, чем на самом деле.

Читать еще:  10 трендов ландшафтного дизайна-2019

Несмотря на полное отсутствие газона, мощения, традиционных цветников, водоемов — всего того, что делает создание сада для многих людей непосильной в финансовом отношении задачей, посещать сад очень приятно. Здесь можно отдохнуть, ощутить целостность сада, душу его хозяина и создателя. Это настоящий частный сад, созданный для жизни. Основное пространство — залитые солнцем гравийные поляны, разделенные уютными теневыми участками. Ассортимент растений составляют почвопокровные очитки, молочай кипарисовый, молочай многоцветковый, синеголовники, гвоздика серовато-голубая, луки, тимьян, чистец шерстистый, ясколка, кентрантус, душица, полыни, лихнис корончатый, колокольчик карпатский. Практически все эти виды не требовательны к почвенным условиям и не нуждаются в трудоемком уходе.

Хан Ньё занимается лишь тем, что направляет развитие посадок, удаляя лишние и чрезмерно разрастающиеся растения. Один из любимых цветов Хана — синий — «успокаивающий, вечный, возвращающий к первоосновам». Цветовая композиция, по мнению мастера Ньё, должна становиться неотъемлемой частью формы, пространства и ритма сада. Доминантные цвета также создают массу. Ей Хан подчиняет свои посадки, сад разворачивается вокруг цветовых стен.

Во всей композиции сада проглядываются восточные корни и воспитание его автора — сына китайца из Индонезии и голландки. Особенно это заметно в той области, которую сам Хан называет «японским садом». Приствольный круг ясеня украшает копытень, тут же покачивается на ветру осока повислая, прикрывает от южного солнца бамбук. Совсем другая картина открывается при взгляде на японский сад из дома: под сенью ореха расположились бересклет европейский, большие шары стриженой спиреи японской ‘Little princess’ и маленькие шарики самшита. Огромная область занята белокопытником, подбитым баданом сорта ‘Rotblum’.

Свободное смешение стилей, присущее многим современным садам, характерно и для сада Хана Ньё. На 4000 квадратных метрах владения встречаются «цитаты» из японского, средиземноморского, коттеджного стилей. Помимо необычной идеи цвета объединяют композицию своеобразные декоративные элементы — еще одна черта неповторимого творческого почерка мастера, начинавшего свою карьеру дизайнером интерьеров. Расставленные в значимых точках сада металлические вазы-тарелки, наполненные водой, отражают небо, добавляя пространству глубины. Кроме тарелок сад украшает огромное количество ваз, привезенных из разных стран, причем старинные соседствуют с современными. Они поставлены в нужных местах и создают фокусы красивых видов. Ассортимент растений в вазах ежегодно обновляется. В основном это пышно цветущие в течение всего сезона летники и придающие саду пикантность экзоты наподобие канны.

Опыт Хана пригодится всем, кто создает сад для себя и своей семьи. Он притягателен тем, что здесь нет кричащих, напрягающих глаз красок и цветовых сочетаний, причудливых декоративных форм растений — тех «восклицательных знаков» в ландшафте, которые впечатляют, но вместе с тем и утомляют. Неброские краски, атмосфера уюта и спокойствия, словно разлитая в воздухе, вызывают желание возвращаться в этот сад снова и снова.

Еще об эклектике в саду Хана Ньё

Сиссингхёрст: это нужно видеть

В специальных путеводителях по садам, издаваемых в Англии для любителей и путешественников в великом множестве, Сиссингхёрст помечен всегда особо: «Must see!» («Это нужно видеть!»).

Франция: Во-ле-Виконт

Все началось с небольшого имениея Во с развалинами средневекового замка в паре часов на лошадях к юго-востоку от Парижа.

Вдохновение от кутюр. Сад Мажорель

Сад Мажорель
“Ямного раз слышала о красоте сада Мажорель. А всемирно известный кутюрье Ив Сен Лоран — последний владелец сада — не раз повторял, что сад Мажорель был для него источником вдохновения. И вот наконец, посетив этот Мажорель, я поняла почему в сад нельзя не влюбиться. Он поражает изумительными красками, цветами и огромной палитрой растений.
Красивейший город Марракеш “красный город” — сердце Королевства Марокко, знаменит не только пальмовыми рощами, берберскими касбами, горами Атласа и меккой всех европейцев — площадью Джема-Эль-Фна. Неотъемлемой частью маршрута каждого путешественника, приезжающего в этот город, стал сад Мажореля. Он не похож ни на один другой сад в мире. Неожиданно то, что между старыми мусульманскими кварталами и новым городом сплошная глинобитная стена вдоль многолюдного проспекта скрывает настоящее чудо садово-паркового искусства.
Жак Мажорель, французский художник, увлеченный коллекционер, сын знаменитого в то время краснодеревщика Луи Мажореля приехал в Марракеш в 1917 году для роcписи потолка наиболее известного в Марокко отеля “Mamounia”. Город покорил сердце художника. Вдохновленный произведениями марокканских мастеров, Жак приобрел здесь участок земли, на котором разбил сад, ставший сегодня жемчужиной Марракеша.
На входе в сад нас встречает великолепный фонтан, за ним — небольшая ажурная плантация бамбука. Узкие аллеи, вымощенные камнем, как бы намекают на особую укромность места. Следуя лабиринтом из узких дорожек, вдруг оказываешься перед усадьбой Мажорель. Дом окрашен в строгий синий цвет — его так и называют — “синий мажорель”. На главной аллее, ведущей к вилле, располагается длинный водоем, в конце которого — беседка в марокканском стиле.
Но больше всего поражает разнообразие растений. Поклонник и знаток экзотических растений, Жак Мажорель вложил в создание сада свой талант художника и знания ученого. В саду площадью около одного гектара представлено 350 видов растений и цветов — флора пяти континентов. Разнообразные пальмы и кактусы, не говоря уже о более редких растениях, соседствуют с бамбуком и геранью. А в бассейнах растут лотосы, лилии и кувшинки.
Сад был открыт для посетителей в 1947 и не закрывался ни на один день даже во время проведения работ по реконструкции.
Жак Мажорель увлекался коллекционированием растений. Из своих поездок он привез североамериканские и мексиканские кактусы, редкие цветов из Южной Афики и азиатские лотосы. Вокруг своей мастерской он высадил бугенвиллеи, банановые деревья, пальмы, гигантские бамбуки, юкки, филодендроны, герань. Мажорель разместил в саду широкие вазы из обожженной глины желтого, зеленого и синего цвета. Сад построен на цветовом контрасте так, как это мог сделать только истинный художник. К сожалению, после его смерти в 1962 году дом и сад пришли в упадок.
Когда в 1966 году Ив Сен Лоран и Пьер Берже (друг и партнер по бизнесу) приехали в Марракеш, им стало известно, что сад собираются продать и построить на этом месте отель.
Невозможно было представить себе такой вандализм! И два истинных француза не могли допустить, чтобы память об их знаменитом соотечественнике канула в лету! Куда лучше было приобрести сад и потом передать его в собственность государству. Так и случилось. Ив Сен Лоран и Пьер Берже покупают уникальный сад, восстанавливают его, приводят в образцовый порядок и делают открытым для посещения. И, конечно, дают ему имя его основателя — Мажорель. Сегодня этот сад с уверенностью можно назвать одним из современных чудес света!”

Читать еще:  Где и рядом с чем посадить сирень: 4 идеи для эффектного цветника

Автор: Светлана Витовцева
Источник: ЛАНДШАФТ. дизайн

Ландшафтные услуги:

Комментарии

Похожие статьи

Gardenfest – это возможность не только хорошо провести время на свежем воздухе, но и узнать много новой и полезной информации от профессионалов.

Проект Park Spark дозволяє перетворювати собачі екскременти на гру світла одним помахом руки.

пейзажна алея в Києві стала одним із перших місць перемоги громадського інтересу над приватним. Проте, як надовго – невідомо.

Источники:

http://www.ogorod.ru/ru/yard/ideas/14865/Yaponskiy-sad-ot-kutur.htm
http://www.plantopedia.ru/gardening/sadi_mira/Han_Nie.php
http://www.accbud.ua/landscape/parks_travels/vdokhnovenie-ot-kutjur–sad-mazhorel–

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: