Кто поет горная лаванда

Плагиат или совпадение? Как родилась песня «Лаванда, горная лаванда»

Этот шлягер принес известность Софии Ротару и даже сейчас остается главным хитом в ее репертуаре.

Но не все знают о скандале, связанном с авторством песни. Первоначально она писалась под заказ. Требовалась лирическая композиция к очередному новогоднему «Огоньку». Владимир Матецкий написал музыку, хотя позднее появились вопросы относительно плагиата.

Рождение шлягера

В 1985-м центральное советское телевидение заказало Матецкому новую композицию. Редактор позвонила композитору с просьбой создать медленную лирическую мелодию. Планировалось, что исполнять песню будут София Ротару и эстонский певец Яак Йоала. К тому моменту Матецкий уже писал композиции для исполнителя.

Автор взялся за новый проект с энтузиазмом. Он нечасто писал музыку на заказ, но в этот раз решил согласиться на профессиональный вызов. Сначала в его в голове возникла мелодия припева, в которой он представлял интересное слово «лаванда».

Матецкий был уверен в том, что именно от этого образа нужно отталкиваться при последующей работе над хитом. Когда музыка была готова, он отправился к Игорю Шаферану, которому предложил написать текст. Однако поэт счел идею слишком сладкой и приторной, поэтому отказался.

Композитор не сдавался. Он отправился к другому песеннику, с которым сотрудничал, – Михаилу Шаброву. Того идея заинтересовала, хотя он признался, что в начале работы понятия не имел, что такое лаванда. Решил даже, что речь идет о каком-то средстве от моли. Позже узнал, что это дикорастущее лекарственное растение.

Сначала текст давался поэту нелегко. Работа затягивалась, а «Огонек» приближался. У Шаброва не получалось создать нужное стихотворение. Родился текст абсолютно случайно. Поэт летел из-за границы и вез оттуда несколько книг. В какой-то из них были строчки про это растение. И вскоре у него родилась в голове строка про «наших встреч с тобой синие цветы». В дальнейшем он подготовил и всю песню целиком.

Запись

Во время подготовки к предстоящему «Огоньку» постановщик Игорь Иванов стал заранее выбирать нужный антураж. Требовалась романтическая обстановка, чтобы песня звучала идеально. Поэтому прямо в студии сделали беседку.

Сама Ротару нервничала перед работой. Ходили слухи, что ей даже дали немного спиртного, чтобы успокоить нервы. И это помогло – возможно, взгляд певицы, которым она смотрит на своего партнера, не был бы таким же проникновенным без этого.

Премьера сделала «Лаванду» настоящим шлягером, а сама песня на долгие годы осталась в репертуаре певицы. Ее считают визитной карточкой Ротару. Позднее хит стал звучать во множестве других телевизионных программ. Исполнительница пела ее как сольно, так и с другими певцами. Например, с Николаем Басковым и Филиппом Киркоровым. Альбом, в который вошла запись, был распродан тиражом в несколько миллионов экземпляров.

Правда, Яак Йоала, который пел вместе с Ротару, в дальнейшем отказался вновь исполнять хит. Он счел его попсовым и приторным и больше не выступал с «Лавандой».

В чем подвох?

Популярность популярностью, но со знаменитым шлягером связана странная история. Дело в том, что за год до написания песни – в 1984-м – канадский композитор Леонард Коэн выпустил песню с названием Dance Me to the End of Love.

И музыка, которая использовалась, подозрительно напоминала ту самую «Лаванду» Матецкого.

Это могло быть и простым совпадением, однако София Ротару остерегалась отправляться на зарубежные гастроли. Говорят, опасалась, что ее уличат в плагиате. Понятно, что ее вины в этом нет, ведь она лишь исполнила песню. И все же сталкиваться с обвинениями артистке не хотелось.

«Лаванда, горная лаванда». Знаменитый краденный шлягер

Песня до сих пор является одним из самых больших хитов в исполнении украинской певицы молдавского происхождения. Сегодня в это сложно поверить, но «Лаванда» была написана по заказу. Композитору Владимиру Матецкому предложили придумать нежную лирическую песню к новогоднему «Огоньку».

И мэтр блестяще справился с задачей. Правда, потом к его авторству возникли вопросы.
Однажды Матецкому позвонила редактор Центрального телевидения СССР Алла Дмитриева и попросила написать медленную композицию. Исполнить ее должны были София Ротару и Яак Ййоала.
Композитор на тот момент уже был знаком с Йоалой – написал для него несколько песен. Ничего необычного в таком предложении он не увидел. Наоборот, создание песни на заказ Владимир Матецкий счел для себя профессиональным вызовом. И с энтузиазмом принялся за дело.

Вначале придумал мелодию припева с красивым, по его мнению, словом «лаванда». Композитор был уверен, что это именно тот образ, от которого и следует исходить в дальнейшей работе над песней. Мэтр предложил написать текст своему другу – поэту-песеннику Игорю Шаферану. Но корифей раскритиковал идею Матецкого. Мол, слишком сладко и парфюмерно. «Мыльная опера» какая-то получится. Однако композитор не собирался отказываться от своей идеи.


Композитор Владимир Матецкий и поэт Михаил Шабров написали для Софии Ротару много отличных хитов

Он позвонил другому своему соавтору Михаилу Шаброву и вкратце обрисовал ситуацию. Тот согласился поработать над текстом, но понятия не имел, что такое лаванда. Вначале думал, что это какое-нибудь средство от моли. Написание стихов затянулось. Неделя шла за неделей, «Огонек» был все ближе, а ничего путного у Михаила не придумывалось. Дело решил случай. Шабров летел из заграничной командировки, откуда вез множество книг. В одной из брошюр он увидел строку про «синие цветы лаванды». И тут поэта осенило! На следующий же день он написал «наших встреч с тобой синие цветы». Чуть позже был готов и остальной текст.

Для записи премьеры к новогоднему «Огоньку» режиссер телевидения Игорь Иванов подобрал очень удачный антураж и создал композиции идеальную романтическую атмосферу. В телестудии соорудили беседку. Только София Ротару очень нервничала перед записью. Тогда для успокоения ей дали горячительного. Это казалось верным решением. Помните, каким взглядом певица смотрела на Яака Йоалу и как проникновенно исполнила песню в том самом новогоднем ролике? Крепкий напиток сделал свое дело. Именно то, премьерное исполнение песни в новогоднем «Огоньке» получилось самым лучшим. С тех пор «Лаванда» стала одной из «визитных карточек» Софии Михайловны. Песня стала часто звучать и в других популярных телепередачах.


Позже певица исполняла ее и в одиночку, и с другими певцами: Филиппом Киркоровым и Николаем Басковым. А одноименный альбом с этой композицией разошелся тиражом в несколько миллионов копий. Ротару даже получила платиновый диск от советского монополиста – фирмы «Мелодия».
Сотрудничество певицы с композитором Владимиром Матецким и поэтом-песенником Михаилом Шабровым после того новогоднего вечера успешно продолжилось. Знаменитый творческий дуэт написал для Ротару немало новых хитов: «Было, но прошло», «Луна-луна», «Хуторянка» и другие. Интересно, что «Лаванда» стала популярной не только на территории СССР, но и в Финляндии. В 1987 году финны перевели её на свой родной язык и перезаписали.


Единственным, кто остался недоволен «Лавандой», оказался Яак Йоала. По его мнению, композиция получилась слишком уж приторной и попсовой. После памятной премьеры артист наотрез отказывался исполнять ее снова – настолько она ему не понравилась.

Во всей этой истории есть один нюанс. В 1984 году Леонард Коэн выпустил композицию Dance Me to the End of Love. Шлягер Владимира Матецкого подозрительно напоминает ту самую песню канадского мэтра. Случайное совпадение? Возможно. Только Ротару, говорят, какое-то время даже опасалась выезжать за рубеж на гастроли – могли уличить в плагиате и воровстве. Неприятности могли быть совершенно конкретными. Хотя какой спрос с певицы.

Композитор Владимир Матецкий: На 70-летие подарил Ротару песню

— Наше знакомство с Софией Михайловной началось с песни «Лаванда», которая и свела нас в «Останкино» в 1985-м, — вспоминает Владимир Леонардович. — Тогда еще был жив ее муж Толик Евдокименко… Как сейчас помню встречу — поздний зимний вечер, комната музыкальной редакции на 2-м этаже. Эта дружба началась с творчества и с тех пор, хоть мы и нечасто встречаемся, она дорога моему сердцу.

— Начиная с середины ­80-х вы плотно сотрудничали на протяжении 15 лет. Не было ревности, когда София Михайловна начала сотрудничать с другими авторами?

— Напротив, был этому несказанно рад, поскольку они написали очень симпатичные и ставшие популярными песни. А мне тепло на душе, поскольку наши совместные работы не просто продолжают жить, но и обретают новое дыхание.

Полгода назад мы записали с Софией Михайловной новую песню, которая мне очень нравится — «На семи ветрах»:

Не страшны мне вьюги,

Не погасят нашего огня никогда,

Нежностью согрею бури и метели.

И не собьюсь с пути, буду к тебе

Думаю, эта песня в какой-то степени подведение итогов и отчасти — мой подарок на юбилей и знак того, что мы обязательно еще посотрудничаем. По крайней мере я на это надеюсь. Вот это ощущение дружбы и близости душ на протяжении 32 лет дорогого стоит! Ведь в шоу-бизнесе зачастую люди на чем-то подрывают приятельские отношения, расходятся навсегда. К счастью, у нас все наоборот!

— С вашей легкой руки Ротару изменила музыкальный стиль — вплоть до появления элементов хард-рока в своих песнях. Как удалось «соблазнить» певицу на эксперименты?

— У Софии Ротару есть много интересных свойств характера, которые не так очевидны, если смотреть со стороны. Тем, кто мало ее знает, может показаться, что она консервативна. На самом деле — нет, она с удовольствием экспериментировала! И с энтузиазмом воспринимала предложения двигаться в более гитарную музыку, находить новые музыкальные формы для ее творчества — в том числе это касается видеообразов и стиля. И кстати, Ротару была открыта новаторству, в отличие от ее более консервативного мужа Анатолия.

— Вы никогда не пишете песни на скорую руку. Долго ли колдовали над знаменитыми строками «Лаванда, горная лаванда. Наших встреч с тобой синие цветы…»?

— История ее создания может показаться не такой уж романтичной — песню я создавал по заказу редакции Центрального телевидения для дуэта молодых певцов Яака Йоалы, который и раньше пел мои песни, и Софии Ротару, которую я еще не знал. Я загорелся идеей создать эту песню, придумал вариант музыки и слова. Как минимум, я всегда сразу придумываю название и основные строчки в припеве. Эти слова я и показал маститому поэту-песеннику Игорю Шаферану (к сожалению, его уже нет с нами…) Позвонил ему и попросил послушать, как я наиграю эти пару строчек: «Лава-а-анда, горная лаванда» (поет. — Ред.) Он сказал, как отрезал: «Володь, мне это не нравится. Ощущение какое-то… парфюмерное! Лаванда… Парфюмерным духом веет». — «Да, может, есть немного, — защищал я свое детище. — Но какое все-таки красивое слово».

— И вы не сдались?!

— Я был уверен в своей идее. Позвонил тогда второму своему соавтору Михаилу Шаброву и прочитал припев и сыграл эту музыку. Он оценил звонкость «Лаванды» и стал работать над песней, но написать подтекстовку на мою музыку не смог. Позвонил мне и сказал: «Володь, у меня в запевах не получается форма — у тебя она очень сложная. Можешь изменить музыку под мои стихи?» И дал мне набросок стихов. То, что мы сейчас слышим — это измененная музыка, а вот оригинальный вариант, увы, у меня не сохранился.

— А как в песне «Хуторянка» появились строки про «девчонку-молдаванку»?

— «Хуторянка» — тоже моя идея. Это была первая композиция, которую я сочинил на новехоньком, только что привезенном из Швеции баснословно дорогом синтезаторе Korg M1, который посоветовал купить Игорь Николаев — мол, «от этого зверя ты сойдешь с ума». Ну а слова про «девчонку-молдаванку»… По-моему, это идея Сони! Говоря о нынешнем времени — мне очень нравится, как исполняют «Хуторянку» Потап и Настя, — колоритный и разгульный вариант песни.

— Бешено популярную в СССР песню «Луна-луна» тоже писали на заказ?

— Меня часто ругали: «Ну что это за слова — «луна-луна, цветы-цветы». Это же смешно!», на что я отвечал: «Да, но она написана для ТВ-программы, которая называлась «Луна и цветы» (смеется). Я эту песню очень люблю, потому что соло на гитаре играет не эстрадник, а рано ушедший из жизни выдающийся музыкант, рокер из группы «Черный кофе» Сергей Кудишин. Это соло мы с ним придумали буквально за час! Песня сейчас переживает второе рождение — ко мне очередь уже выстроилась из исполнителей, которые хотят ее петь.

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector